Рождественские Чтения 2008: впечатления одного из участников
- Волков Олег Анатольевич
03.04.2008 04:43
Уважаемый Игорь Анатольевич! С огромным интересом прочитал все Ваши статьи, опубликованные в интернете. И, прежде всего, хотел бы выразить Вам глубокую благодарность за то, что Вы так заинтересованно и высоко квалифицированно поднимаете актуальнейшую, на мой взгляд, проблему возрождения роли Православного мировоззрения, как фундамента новой научной методологии, основанной на сохранившихся в Православии критериях Истины, познаваемой в непосредственном опыте христианской любви и подвижничества . Очень рад предоставленной этим сайтом возможности обсудить с Вами эти давно волнующие меня вопросы. Мне кажется чрезвычайно важным и точным указанный Вами основной эстетический принцип Православного познания природы - усматривание вечного сияния Святаго Духа, просвечивающего в наблюдаемых явлениях тварного (материального) мира. Совершенно справедливо также Ваше замечание, что чем выше иерархический уровень организации природы, тем более явственно и полно наблюдается это сияние, что и определяет методологический приоритет наук, изучающих высшие уровни творения. И этот тезис действительно является наилучшим аргументом против редукционизма и атомизма, по-прежнему процветающих в современной научной методологии. Однако, после прочтения Ваших работ сложилось впечатление, что Вы сами пока еще не достаточно четко представляете, как указанные Вами принципы должны воплощаться в новой научной методологии, как перекинуть мостик от преимущественно описательного характера методологии наук верхних иерархических уровней к формализованной методологии наук о неживой природе, традиционно исключающей факторы случая, воли или творчества из своего рассмотрения. Не думаю, что Вас устроило бы вульгарное сведение роли Духа в организации неживой природы к "постановке задач" творению ("Той повеле и быша...") и "организации" сверхестественных чудес, что, к сожалению, часто наболюдается в рассуждениях церковных околонаучных дилетантов. В связи с тем, что Вы (как и я) считаете преодоление этого разрыва актуальнейшей задачей формирования новой научной парадигмы, вызывает недоумение Ваше пренебрежительное отношение к синергетике, одной из основных задач которой является именно поиск научной парадигмы, объединяющей все уровни организации материи и лишенной каких-либо черт редукционизма. Я, к сожалению, не знаком с работами Буданова В.Г., однако знаю, что многие материалистически настроенные ученые (к стати, в основном философы) усмотрели в синергетике последний аргумент, якобы подтверждающий, что для созидания высших форм организации материи достаточно наличия в термодинамически большой среде неравновесных условий, что и запускает самодостаточный механизм самоорганизации. Их ошибка в том, что описываемое синергетическими закономерностями возникновение структур они автоматически приравнивают к возникновению нового уровня организации материи. Однако это отнюдь не так: с таким же успехом можно было бы любую абстрактную мазню назвать новым произведением искусства. Не говоря уже о том, что даже локальная устойчивость таких структур была бы очень далека от того, что мы называем жизненностью (т.е. в конечном счете осмысленностью, функциональностью). Однако синергетика не сводится только к открытию механизмов самоорганизации. Самое замечательное, на мой взгляд, в ней то, что выбор конкретно реализующегося сценария самоорганизации всегда является альтернативным (вследствие множества бифуркационных переходов) и потому не может быть описан и предсказан никаким формализованным методом. Таким образом единственным основанием для реализации такого выбора в пользу нового уровня организации материи, остается его направляющее влияние или то самое "просвечивание сияния Святаго Духа", которое Вы сами предлагаете рассматривать в качестве основного методического принципа новой научной парадигмы. Многие учные - сторонники синергетики отмечают, что наличие именно этого свойства непредсказуемости открытых систем обосновывает не только уместность, но и необходимость употребления по отношению к ним исторических категорий события, свободы выбора, воли, тенденции, которые ранее считались уместными только в отношении одушевленной (или даже одухотворенной) природы. Так что здесь как раз "редукция наоборот" - от низшего к высшему. Ведущим российским синергетиком С.П. Курдюмовым неоднократно подчеркивалась родственность набюдаемых синергетических процессов высокоинтеллектуальной творческой деятельности, немыслимой без интуиции. Им же предлагалась трактовка динамики синергетических систем с позиции принципов восточной религиозной системы "Инь-Ян". Так неужели отдавать мировоззренческое осмысление этого важного шага в расширении границ научной методологии на откуп пантеистам и язычникам, а православному человеку опять оставаться в стороне? К счастью, в Православной традиции уже есть достойный и исчерпывающий ответ на этот вызов современности. Учение св. Григория Паламы о "синергии" свободной воли человека и Божественного промысла о нем не только фонетически совпадает, но и по сути раскрывает и углубляет православное понимание синергетики. В данном случае исследуемым уровнем организации тварной природы является человеческая природа, призванная Божественным промыслом к преображению в личность. При этом отмеченная Вами сложно составная природа человека с учетом множества потребностей, наклонностей и устремлений каждой из составных частей образуют сложную синергетическую систему, в которой вышеуказанная непредсказуемость взаимодействия составных частей в процессе самоорганизации воплощается в дарованой человеку Творцом свободе воли. Личный выбор человека таким образом реализует какой-либо из возможных вариантов выстраивания всей этой исходно неустроенной совокупности разнонаправленных устремлений человеческой природы вокруг нескольких, оказывающих определяющее влияние на развитие человеческой личности. Если человек оказывается бессильным противостоять низменным страстным устремлениям, и они получают преобладающее влияние, человек попадает в страстное состояние, которое, хотя и является локально устройчивым, в целом оказывается деструктивным для человеческой личности, так как далеко от ее гармоничной структуры. В то же время направленность человека на "стяжание Духа Святаго", при условии трезвенного отношения к проявлениям страстных устремлений, обеспечивают в развитии личности "синергию" с действием Божественной благодати, что приводит к выходу человеческой природы на новый "обоженный" уровень личности. На мой взгляд, данная картина случит идеальным примером реализации как синергетических принципов самоорганизации, так и сформулированного Вами принципа "просвечивания сияния Святаго Духа в тварной природе", и может быть по аналогии успешно использована для православной интерпретации остальных низлежащих уровней ее организации. Игорь Анатольевич, учитывая Вашу уникальную эрудицию и заинтересованность данным вопросам, я смею предположить, что Вы уже не раз встречали точку зрения на синергетику близкую к моей и наверняка имеете для обоснования своей позиции серьезные доводы. В таком случае, я был бы Вам очень благодарен, если Вы сочли бы возможным сообщить их мне и указать на замеченные Вами ошибки в моих рассуждениях.
|