Учение Церкви или "церковные мифы"?
- Анисимов
02.04.2008 16:00
Мне до сих пор никто не смог объяснить, почему именно Петр и Феврония провозглашаются покровителями православной семьи? Я искренне этого не понимаю. Ажиотаж вокруг этих имен сложился на нашей памяти, во-первых, из-за стремления развить паломничество в известный городок, а во-вторых, из желания найти альтерналиву "Валентинову дню". Но меня смущает не это, а тот факт, что в качестве идеала нам предлагается, более того, активно навязывается, образ, имеющий мало общего с реальной семейной жизнью и не обладающий воспитательным действием. А так же то, что достоверно мы почти ничего не знаем о Петре и Февронии. Мы знаем только мифологизированную красивую историю любви и ухода в монастырь. То, что житие имеет полу-мифическую основу можно узнать из самих современных житий этих святых: "История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге" (см. http://pokrovnaneve.spb.ru/Archiv/Petr.asp). Единственный источник жития этих святых - текст 16 века (см. http://old-rus.narod.ru/07-43.html ). Этот текст появился через 300 лет после времени жизни Петра и Февронии и основан на народных (!) сказаниях. Я понимаю, что преподобные Петр и Феврония предлагаются Церковью нам в назидание. Но я не понимаю, чему Петр и Феврония могут нас научить именно как покровители семьи? Что из их жизни могут взять молодожены себе в подспорье? Если жизнь определенного человека или семьи обладает педагогическим воздействием, то в этом я и вижу покровительство, а не в том, чтобы иметь "божков" на разные случаи жизни. Поможет ли житие Петра и Февронии разрешить вопросы, возникающие при становлении самой семейной жизни и при воцерковлении семьи, поможет ли оно в воспитании детей, в решении неизбежных семейных конфликтов, наконец? Иными словами - есть ли в этом наследии примеры и поучения, на основании которых мы могли бы строить семью, а не просто провозглашать кого-то покровителями? Получается, что мы строим проповедь семьи на мифе, который к тому же имеет довольно призрачное отношение к семье. Нормально ли это? Я уж не говорю о былинно-сказочном содержании жития. Упомяну лишь самый умилительный момент - о том, как двое монашествующих молят Бога, чтобы им умереть в один день. В это трудно поверить. Так как монашеский идеал – быть один на один с Богом, а желание умереть в один день естественно для двух любящих людей, для семьи. Мы не сомневаемся, что истинная любовь была в жизни и других женатых святых, например ветхозаветных праведников или страстотерпцев Николая и Александры Романовых. При этом жизнь ветхозаветных праведников и императорской семьи обладает куда большим педагогическим воздействием с точки зрения именно семьи, да и более достоверна. Почему бы их не представить в качестве покровителей? Но кроме мифологичности жития и его слабого воспитательного значения меня смущает еще один момент. И Петр и Феврония свободно отказались от брака и избрали монашество. Церковь, понимая это, мудро прославила Петра и Февронию именно как преподобных, то есть по чину монашескому. Очевидно, что своим постригом они отошли от семейной темы навсегда. Прославленные преподобный Петр и преподобная Феврония не муж и не жена! Зачем же их против воли опять связывать с образом семьи? Зачем церковным пастырям идти на поводу у народа? Я не осуждаю монашество, и, тем более, не осуждаю преподобных Петра и Февронию, но монашество и семейная жизнь разные вещи. Пусть они будут примером для тех, кто, вырастив детей, хотел бы уйти в монастырь. То, что они умерли не мужем и женой и является аргументом, что их брак не соответствует православному идеалу брака. Насколько мне известно, по православному учению о браке муж и жена и после смерти перед Богом предстают как муж и жена, то есть остаются браком и в вечности. То, что до пострига Петр и Феврония жили благочестиво - это прекрасно! Но для идеала надо еще и остаться семьей до конца. Именно этого и нет в примере новых покровителей семьи. Зачем нам предлагать в пример брак распавшийся, хоть и по благим намерениям? Я не могу найти евангельское обоснование их отказу от семейной жизни. Я не помню, чтобы Христос призывал людей разрывать семейный союз. Более того, он свидетельствовал о принципиальной нерасторжимости брака. Даже служение Себе Господь не ставит причиной развода. Я прекрасно понимаю, что молиться о семейном счастье можно и монахам из монахов, например, Амвросию Оптинскому или даже Антонию Великому. Конечно сердце каждого человека открывает ему того святого, в ком он видит помощника и покровителя. Здесь речь идет не о личных аспектах веры, а о целенаправленном формировании общественного православного мнения. Я ни единым словом не отвергаю святости преподобных Петра и Февронии, и естественно, все, кто хочет, могут и призваны им молится. Многие люди уверены, что именно Церковь предложила им новых покровителей. Я не хочу никого осуждать, но получается, что людей обманывают некоторые проповедники. Мне доводилось обсуждать этот вопрос на Интернет-форумах, и в ответ я слышал упреки: мол пошел против мнения Церкви, мол дерзнул поставить под сомнение церковное решение. Но именно потому я и решил писать об этом и именно потому меня и смущает этот вопрос, что Церковь не предлагала этих людей к почитанию как покровителей семьи. Мнение Церкви выражается на церковных соборах, оно так же явлено в согласии святых Отцов. Ни одного соборного постановления одобряющего житие Петра и Февронии я не знаю. Впрочем, я не знаю и ни одного (не говоря о согласии) мнения святоотеческого по этому поводу. Мнения же священников, проповедующих новых покровителей, в строгом смысле слова не являются мнением Церкви. Священники призваны знать мнение Церкви и на него опираться. Я не уверен, что житие Петра и Февронии одобрено Церковью. Это конечно не значит, что оно Ей отвергнуто. Есть много житий, не отвергнутых Церковью, но которые и церковными считать нельзя. Например, житие блаженной Матроны. На мой взгляд, мнение Церкви в данном вопросе проявляется только в том, что Церковь предлагает почитать Петра и Февронию именно как преподобных. Все это кажется мне серьезным препятствием попыткам Церкви поддержать семью. Конечно, дело ни в коем случае не сводится только к преподобным Петру и Февронии, я привел их как пример, смутивший меня наиболее сильно. Дело именно в безответственной и непродуманной проповеди семьи, когда стремясь идеологизировать все подряд, доходят до реанимации комсомолько-пионерских методов: ведут на бессмысленные дела стройными рядами молодежь, например, сажать аллею деревьев в честь Петра и Февронии.
|