Обновленцы в квадрате

  • Сергей Рябуха     02.04.2008 09:08

    Уважаемые форумчане, хочу высказаться насчёт подмены понятий. Когда кто-нибудь заводит речь об обновлении и оживлении церковной жизни, некоторые сравнивают этих «кто-нибудь» с обновленцами 20-х – 40-х годов XX века. Однако, те обновленцы совсем не выступали (кроме совсем немногих) за обновление и оживление церковной жизни. Например; обновленческий митрополит Александр Введенский, на обновленческом соборе 1925 года, заявлял, что богослужение на русском языке не даёт религиозного удовлетворения обновленчеству, что обновлению необходимо удержать ВСЮ (выделено мною) православную обрядность, что народ боится потерять красоту богослужения и укорял некоторых священников за то, что они начали изменять обрядность созданную на Руси веками. В "Воззвании" того же обновленческого собора говорилось, что истинные последователи обновленчества оберегают церковно-богослужебный чин. В 30-х годах Введенский очень ревностно выступал в защиту церковнославянского языка богослужения, в преддверии краха обновленчества. Из истории обновленчества видно, что это был раскол не по причине необходимости проведения реформ в Церкви, а с целью захвата власти в Церкви. Обновленцев интересовали вопросы борьбы за власть, а также вопросы о второбрачии священнослужителей и о женатом епископате (после введения которого епископ Антонин Грановский, в знак протеста, ушёл в раскол и создал "Союз церковного возрождения"). Обновленцы только лишь декларировали реформационное обновление на деле не проводя его, за исключением отдельных приходов (напр. приход о. Василия Адаменко (расстрелянного в 1931) присоединившегося в 1930 году к Патриаршей Церкви и епископа Антонина Грановского). Работы по переводу и редактировании богослужебных книг, ими практически не велись (за исключением всё того же о. Василия). Видными деятелями раскола были епископ Вениамин Муратовский и священник Красницкий, но до революции в приверженности реформам они не были замечены. Очень многие из тех, кто до революции выступал за реформы не поддержали обновленческое ВЦУ и во многом благодаря их непремиримой позиции по отношении к расколу погибли от рук большевиков, поддерживавших раскольников. Священник Александр Хотовицкий был активным сторонником реформ Богослужения (в частности выступал за русский язык Богослужения) и в тоже время ярым противником живоцерковного раскола. Убеждённым сторонником литургических реформ и противником раскола был протоиерей Михаил Чельцов, лишённый обновленцами сана, когда он был в тюрьме вместе с Вениамином Петроградским (дело об изъятии церковных ценностей). Я думаю, что не следует подменять понятие обновления церковной жизни понятием обновленчества, по сути раскольничества и предательства Церкви, и обвинять в этом раскольничестве хотящих обновления и оживления церковной жизни.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика