Учение Церкви или "церковные мифы"?
- Рогозянский
01.04.2008 12:15
Поясню ув. о. Николаю, что вообще-то весь сыр-бор здесь насчет того, что следует из слов ув. оо. Георгия и Ианнуария. Т. е. в чем буквально состоит их учение? К чему призывают отцы? Каждый догадывается через силу и по-своему. Я вот, сколько не размышляю, ничего определенного сказать не могу. Если ув. оо. Георгий и Ианнуарий проповедовали бы единение с Богом и обожение, как Вы изволили заметить, то недоумения вряд ли возникли. Многие достославные отцы и подвижники, учившиеся в СПбДСиА и не учившиеся, признавали путь совершенного богообщения весьма и весьма важным и желательным для христианина. Учение оо. Георгия и Ианнуария в таком сл. вполне согласовывалось бы с ними, и чадородие в почтительности склонялось бы и отступало перед подвигом прямого и непосредственного единения с Богом. Но может быть Вы согласитесь, что оо. Георгий и Ианнуарий не являлись пока яркими выразителями паламитской или близкой к ней идеи. Их синтез носил до сих пор более академический и прагматический характер. Какие единение с Богом и обожение в таком сл. предлагаются? Может быть Вы, ув. о. Николай, как учившийся в СПб духовных школах, присутствующим поясните?
По моему ощущению, в сообщениях "Воды живой" мы имеем отдельные отрывки из некоей весьма необычной и интересной теории, которую хотелось бы восстановить и знать целиком, без догадок и умолчаний. Очевидно, что нечто такое открылось оо. Георгию, Ианнуарию и другим, что сильно меняет всё дело и делает их по-особенному уверенными насчет богообщения, обожения, спасения, святости и т. п. Вопрос: что? Не стоило, по-моему, размениваться и докапываться к частностям: "Домострою", переводам. Нужно было выразить определенно предмет упований: что есть исповедание веры, актуальны ли для нашего дня такие категории, как спасение, подвиг и пр. Для всех будет интересно, а заодно будет возможность не догадываться, это ли или то имели ув. оо. Георгий и Ианнуарий ввиду, а осмыслить их воззрения на обожение в целом.
|