Обновленцы в квадрате
- Системный аналитик
25.03.2008 21:06
Памяти Павла Дурново посвящается.
Записки по частным лицам или даже по отдельным сообществам писать поздно. Надо открыть глаза и признать, что жаждой обновления (пока в легкой форме) поражена уже ВСЯ церковная общественность. Вернее, вся ее активная часть. В принципе, это даже неплохо, т.к. обновление должно происходить постоянно.
Но накладываются несколько печальных особенностей.
1) Русское общество всегда обновляется не постепенно, а скачками, что усиливает тяжесть даже самых правильных и продуманных обновлений.
2) Иерархия проиграла битву за управление массами. Архиереи и другие официальные лица еще располагают значительными материальными и административными ресурсами, но управлять людьми, которые отказываются им повиноваться или имитируют повиновение, искажая его суть, они не могут. Вспомните высшую номенклатуру эпохи перестройки. Вся власть номинально была в их руках, но активно использовать эту власть они не могли, т.к. между ними и народом уже возникла прослойка менеджеров, подчиняющихся совершенно другим инстанциям или ведущих свою игру (то, что кочетковцев не сумели выбросить за ограду в 90-х, пока эта власть еще была сильна, говорит о многом, реально сегодня с Чапниным или даже с Евмением уже ничего нельзя сделать, максимум они поменяют должность и епархию). Высшие руководители Церкви (даже митрополит Кирилл!) оказались нерешительны и пассивны. Можно к ним апеллировать, они могут даже сочувственно отвечать, но реально их уже списали, как руководство. Пару десятков самых слабых фигур оставят для приличия, остальные посты в самое ближайшее время займут совершенно новые люди (хотя некоторые из них на этом форуме давно известны)
3) Радикалы, видимо, фактически подготовили свои "теневые" органы церковного управления, способы тихого свержения власти, программы переустройства и обновления, но - здесь надо вспомнить уже лето 1917 - они совершенно не готовы к тому, что им верующие массы тоже не будут подчиняться. Неминуемо возникнет, как фракционно-групповой, так и территориальный (епархиальный) сепаратизм. Украине и Белоруссии уж точно нет никакого резона сохранять над собой реформированную Московскую Патриархию. Представьте себе кочетковскую, чапнинскую или даже фроловскую группу во главе Церкви. Это будет распад единого тела. Заграницу удержать не удастся, а для сохранения контроля над российскими территориями придется обращаться за помощью к государственной власти, которая, разумеется, будет проталкивать на руководящие посты своих чиновников.Так, уходя от "государственного прислужничества", либералам придется вернуться к обер-прокуратуре в куда более жесткой форме. Далее ход событий в этой ветке рассуждений я уже не берусь предсказывать.
4) Значительная часть активных прихожан и молодежи заражена жаждой чисто внешнего, формального обновления, "небольших победоносных" реформ, результатов которых они даже не предполагают, от которых, по их мнению, "почти ничего не изменится, а хуже точно не будет". Переубеждать людей, еще не попробовавших, что такое реформа, - бесполезно. Они, как в конце 80-х, просто "хотят перемен"! Хотят "только убрать этих бабок", как те хотели "только убрать этих бюрократов". Опыта церковных реформ сегодня не имеет никто внутри церковного сообщества, а молодежь и внутригосударственные реформы пережила бессознательно. Все (даже многие консерваторы) заражены высокомерной уверенностью, что уж у них-то, в случае чего, получится "лучше, чем у Ельцина". Остается только пугать. Но страха в людях все меньше.
5) Консерваторы, как обычно в истории русских кризисов, не имеют программы и ярких примеров активного обновления церкви в традиционном духе. Русская Доктрина - это пик консервативного творчества. Но это именно доктрина, а не программа, список утверждений, а не список конкретных шагов конкретных людей и групп к конкретным целям. Консервативное сообщество реагирует на угрозы реформы Церкви, либо крайне высокомерно, либо крайне истерично. Обе реакции выдают слабость и, как это не удивительно, реальную беспочвенность современных консервативных интеллектуалов. Увы, критики Малера почти так же далеки от народа, как и Малер.
И все же главная проблема состоит не том, что некие подрывные группы пытаются захватить церковное управление и расколоть Церковь, а в том, что церковный народ (даже и пассивный), в целом, НЕДОВОЛЕН своей жизнью в ограде Церкви и НЕБЛАГОДАРЕН Богу. Именно это подходящее к критической отметке недовольство, имеющее самые разные, подчас противоположные причины, служит питательной почвой для деятельности и левых, и правых раскольников. Именно оно используется в качестве рычага для раскачки ситуации в стране, в целом. Неприятно признать, что недовольство государственной властью в стране сейчас существенно ниже, чем недовольство церковной властью в Церкви. Более того, внутри русской Церкви парадоксально начинают нарастать (и слева, и справа!) антигосударственные и антииерархические настроения. У меня нет ответов: почему? Но есть стойкая уверенность, что весь церковный народ (и правые, и виноватые) понесет за это общую скорую, жестокую и заслуженную кару.
|