Учение Церкви или "церковные мифы"?
- Рогозянский
24.03.2008 21:57
Может быть, может быть, о. Викентий. Это обширная тема - новое религиозное сознание, и то, что Вы упоминаете: ревность о богослужении - интересное замечание. Подожду, однако, делать по этому какие-нибудь выводы, поскольку более о. Петр известен в связи с другими идеями. Большинство его выступлений, которые, как Вы изволили заметить, печатаются и публикуются, несут на себе оттенок провокации. Если видишь автора: "Иг. Петр (Мещеринов)" - заранее знаешь, что простого, утвердительного изложения не будет. Исключения редки. Встречал разве что пару статей о Евхаристии, да и то в соавторстве. В остальном батюшка про себя видимо серьезно решил перепахать церковную почву по-новому, пролить свет на всё тайны и недоговоренности, заглянуть с фонарем за исторические и метафизические завесы. Как пример, наставление о. Петра, имеющее прямое отношение к теме:
«...нас раздражает соприкосновение с церковной средой – сводим его к минимуму. Наводит тоску понуждение себя к учащённому посещению храма – определим себе такую, опять же, свою меру, чтобы тоски не было, а была радость».
По-моему, красноречиво. То есть, конечно, я не исключаю принципиально самых парадоксальных соединений внутри человека. Что он, например, не верит в чудотворные иконы и с воодушевлением служит на Иверскую. И все-таки, когда человек позволяет себе рассуждать так, он как в известной сказке про братца Лиса: "Откуда едет, Лис знал. А вот куда он приедет?.." Дальнейшее развитие - вопрос обстоятельств и времени.
Реализм оо. Петра и Георгия пока по кр. мере носит вполне определенные рационалистические черты. Развенчанием мифов только займись - конца-края не будет. «Очередной миф, - пишет Поль Рикер, - связан с приведением христианства в соответствие с наукой, прогрессом, личной свободой или чем-то еще, что считается важным…» Что до сих пор выходило из этого, знаем. Как и в юриспруденции, всё, что только можно придумать в части религиозной философии, уже придумано немцами. О. Петр к тому же, случается, ссылается на источники, которые считает для себя авторитетными - работы о. Сергия Желудкова. Знакомы? Это тот, кто академика А.Д.Сахарова признавал святым. Ну, если точнее, то "черты святости" находил. Очень широко заимствовал у протестантов, включая крайних, Бонхеффер и пр. Предлагал отредактировать - так! не просто заново переводить - Священное Писание. Прот. Александр Шмеман, уж на что не был консервативен, признавал у Желудкова "кучу ересей". Вот что о. Сергий писал, в частности, о богослужении:
"...в нашем литургическом наследии присутствуют и такие исторические наслоения... от которых нам должно по мере возможности освобождаться... Наше церковное Богослужение ... не соответствует величию нашей веры, представляется не славой, а унижением Церкви".
Есть и определенные человеческие впечатления. Например, я немного знал протопресвитера, ныне покойного, Александра Киселева, его дочь Милицу Александровну и могу сопоставить их отношение к теме РОА с тем, что мы видим у о. Георгия Митрофанова. О. Александр Киселев, как известно, был духовником ген. Власова - уж куда ближе! Но он ни за что не стал бы, не позволил себе разглагольствовать в его стиле: "победобесие" и т. п. Он прошел всю трагедию, видел войну, смерти, русские на русских (это, согласитесь, несколько отличается от опыта и воззрений о. Георгия). И тем не менее его пастырское чувство не позволяло унижать одних за счет других. В 1992-м, при первой возможности он с матушкой вернулся в Россию, никогда и ни с кем не говоря о политике. Его фонд св. Серафима Саровского не пропагандирует ни белых, ни антикоммунистов. Он продолжает обычную, кропотливую деятельность в России: помогает приютам, воинам, раненым в Чечне, церковным библиотекам. Может быть, и искупает что-то через это. В примере же о. Георгия мы по-человечески видим снижение качества. Пнуть безо всякой необходимости воевавших с советской стороны - ну, это знаете, о. Викентий, дело его личного выбора, но выбора символичного и много про что говорящего. Связка о. Георгий - о. Петр также красноречива. Может быть, из того, что печатается и публикуется, Вы нам укажете, что у обоих отцов было посвящено Богородице, святым. Будем признательны. С этого собственно следовало начать,. Если целью Вашей было поправить, а не уязвить. С уважением, прошу Ваших священнодиаконских молитв.
|