Учение Церкви или "церковные мифы"?

  • Рогозянский     15.03.2008 10:31

    Уважаемый отец Алексий относится к собеседникам так, словно бы непонятна была мысль, выражаемая в статье: оправдание НЕОправославных вероучительных (!), не богословских подходов postfactum богословскими и экзегетическими средствами. Речь о церковно-общественном звучании неопатристических (какое красивое слово!) изысканий и то, что из этого следует, в частности, для церковно-семейного сознания. Совсем не о "кирпичиках" там или тут, знаках качества и т. п. Предлагаю не играть в жмурки, а принять одно из двух направлений. Если интересы науки uber alles, и Вас интересует исследовательский дискурс, тогда давайте говорить об этом, как и об ответственности исследователя. Наука много чего изучает, о чем не считают необходимым вещать первому встречному. А если нами обсуждается конкретное эмпирическое событие - семинар с широким присутствием, на котором по определению никаких коллективных исследований не происходит и даже научный метод не разбирается - тогда извольте не про неопатристику, а про то, чему отцы молодежь учат.
    Но скажу сразу, что по моим впечатлениям разговор с Вами вряд ли получится, поскольку отцы-профессора развлекаются, и Вы, к сожалению, где-то недалеко от этого.

    Вообще же, если приставку "нео-" понимать в качестве предиката "я хочу" и "мне так больше нравится", тогда с неопатристикой только ленивый не обойдется. Достаточно внутренне принять и восхититься идеей того, что "как Церковь давала ответ со времён Пятидесятницы, так и должна продолжать давать". Еще бы, Пятидесятница, апостол Павел и Иоанн Златоуст - руку протяни и потрогай! Скажу, что для меня как героического борца умственного фронта, моментально покрывающего мыслью громадные расстояния и эпохи, данная идея тоже не лишена некоторой... соблазнительной притягательности.

    А ларчик между тем открывается с простого. То, чего у Вас нет нигде, - это строгой дефиниции предмета, в который мы входим. т. е. патристики в ее собственном виде. Из патристики исходит нео-п., а не наоборот. Из целого и видового исходит частное и ситуативное. Иначе, простите, сплошные импрессия, НЕО и только. Приставка перевесила корень. Для себя определитесь сначала: у НЕОпатристики должен быть в первую очередь патристический дух или НЕО для Вас означает "квази-" и "суб-", такое же постмодерновое превращение, как, скажем, в ситуации с американским неоконсерватизмом?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика