Учение Церкви или "церковные мифы"?
- Рогозянский
13.03.2008 17:02
Это довольно избитая тема, насколько я помню, еще с Соловьева, - считать ли чадородие смыслом супружества. И в общем-то простой ответ: брак - самостоятельная сущность, к деторождению не сводится. Но самостоятельным сущностям, как чистым химическим элементам, довольно сложно оставаться в природе в таком состоянии. Поэтому брак фактический имеет ряд реализаций, главная из которых - произведение на свет мужчиной и женщиной общего потомства и воспитание. Т. е., "строго говоря", деторождение является функцией брака. Но, "говоря вообще", деторождение само является существенным условием для брака, точнее, для достижения им практической состоятельности. Всё же вместе выражает космизм человеческого существования, созвучие его "голосу жизни". В нормальном состоянии, когда детородная способность явлена и человек находится в согласии с "голосом жизни", ему не приходит в голову делать различие между супружеством и деторождением. Одно с другим сосуществуют естественно, взаимно перетекая. Т. о. сам научный дискурс ув. о. архим. составляют "вопросы от ума", в которых обнаруживается некоторая стихийность, отклонение функции последнего, как и неимение практического опыта, взгляд на брак с т. з. схоластики и романтики. В общем бытийном значении, говоря о полноценности брака, совершенно естественно и правомерно выражать традиционную церковную позицию, указующую на многочадие. Это также согласуется с аспектом этики, в котором чадородие и воспитание есть путь труда, отвержения себя, ограничения, что вполне отвечает представлениям о нравственном подвиге христианина. "Спасется через чадородие" у Апостола не носит характера строгого богословского утверждения, что букв. "рождение детей наделено прерогативой спасительности". Апостолом выражается общая нравственная идея того, что христианская женщина, живущая так, стоит на пути спасения. В случае, если чадорождение невозможно, о путях спасения стало быть следует беспокоиться дополнительно.
В современной ситуации действует иная последовательность рассуждений. Ставится вопрос: "Могу ли я не рожать много детей?" Отсюда мысль переходит на то, насколько категорично, императивно святоотеческое или апостольское поучение насчет многочадия. Оно не императивно и не может быть таковым, поскольку дети даже по желанию не всегда рождаются. Но если ты христианин и вменяемый человек, то перестань выбирать и предпочти многочадие. Ибо с остальным еще меньше определенности и еще больше мороки. Внешне выберешь более простое для себя, а по факту - более сложное и может быть непреодолимо сложное.
Конечно, сейчас мы все в таком инфантильном состоянии, что воспринять даже такую простую и короткую формулу мало кто может. Хотя речь не о чем-нибудь, а о спасении! Человек решит поступить по слову Апостола и Отцов и начнет рожать детей, в действительности не приняв это, а психологически будучи настроен на малодетность. Т. е. будет со скрипом тащить "эту жизнь", жалеть себя, впадать в постоянную панику, депрессии и т. д. На это приходится обращать внимание в современном руководстве, и многие духовники, насколько я знаю, благословляют даже тех, кто не против многодетности, деторождение ограничивать. Но это уже не имеет прямого отношения к Евангелию, Апостолу, святым отцам и артиклям, а просто раздел психологии или психопатологии, по усмотрению. Восторгаться и обосновывать тут нечего: спасаться всерьез из тех, кто внимает отцам-профессорам, никто не намерен. Иначе бы вопросы задавали другие. Еще, может, и посмеются слову: "спасаться". Дескать, мы все просвещенные люди, какая еще "станция спасения"?
|