Духовные причины зуда церковного "реформаторства"
- Рогозянский
12.03.2008 18:57
Согласитесь, Юлия, что существует некоторая разница между Кириллом-Мефодием и нами, религиозной ситуацией тогда и теперь. Тогда например не было светского общества и политики, а теперь есть. Тогда не было шоу-культуры и разного рода современных дурныць, а теперь есть. Тогда не было церковного обновленчества, либерализма, а теперь есть. ТОгда можно было настаивать на переводе, зная, что есть литургическая и догматическая строгость, не начнется самодеятельность и повозка под гору, к "двум притопам, трем прихлопам" не покатится. А теперь нельзя. Также, я думаю, Вам или мне трудно представить себя в положении моравских братьев, угадать в точности их мотивы, ощутить всю возможную драму, проникнуть в их несомненно святое и приближенное к Богу (больше чем мы) существо и иметь то же равноапостольское дерзновение.
О чем нам с Вами можно говорить, так это что:
1. "Атака латинских клириков", если Вы знаете историю латинства, то это суровая вещь, у нас куда мягше всё выглядит. Там или на славянский переводить, или поляком и немцем становиться. Если только считать, что украинское православие невообразимо мучится и стенает под железной пятой Московского Патриархата...
2. Церковно-славянский - это все же славянский, не латинский и не армянский, персидский, авазгский, иверский, сугдейский, готский, аварский, турецкий, хазарский, арабский, египетский. На нем например и в Болгарии, Сербии служат. Ну, если кто не славянин, как молдаване (в РПЦ кстати) или румыны или финны, то нет, а служат на своих языках. По отношению к русскому, украинскому, белорусскому ц-славянский примерно на одном расстоянии. Некоторые говорят, что даже к украинскому ближе. Но тут мне уже непонятно. Может быть, кто растолкует? Чего это Украине постоянно идеи жить не дают? Ладно бы политические (ну мало ли, империализм, голодомор, старший брат). А то, оказывается, невозможно ходить в церкву иначе, как чтоб там все по-своему, самостийному было. По какой причине в частности белорусов ц-славянский и единство с РПЦ устраивает, а украинцев нет? Украинцы более верующие? Или не те причины? Может, от политики учитесь и своё, самостийно-православное, не зависящее от мирских "фишек" достоинство було, було, тай всэ выйшло?
3. Есть такая манера из церковной истории выбирать то, что нравится, и при этом через силу напяливать на себя. Ну вот скажем, вспоминают, как Николай Мирликийский дал пощечину Арию и считают, что могут по своему желанию тумаки раздавать. При том, что святитель Николай это сделал раз в жизни, как право имеющий. А в остальное время был правило веры и образ кротости. И за едыну помисну навряд ли стал выступать.
|