Наш ответ Трумену - единство

  • Мартюшев Алексей, православный УПЦ МП, Киев, приход прп Агапита Печерского     05.03.2008 15:39

    Это заметка о встрече о.Андрея Дудченко со студентами. Миссионерская работа.

    Пару дней назад мне посчастливилось провести встречу со студентами Киево-Могилянской академии. Преподаватель курса социологии религии пригласил к своим слушателям священника, чтобы пообщаться в свободной форме. И вот, подобно тому, как крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом, так и я пришел к 20-летним юношам и девушкам как представитель удивительной и редкой «профессии» священнослужителя.
    Какой видит Православную Церковь Московского Патриархата в Украине современная молодежь? Почти все из них имеют опыт общения с представителями Церкви. И, к сожалению, преобладает опыт отрицательный. Среди тех явлений, которые в церкви не нравятся, были названы чрезмерный ритуализм церковной жизни, непримиримость к «неправильной» одежде или поведению в церкви и церковная заполитизированность.
    Практическое отсутствие миссионерской работы с молодежью приводит к тому, что человеку приходится самому «продираться» через непонятные обряды и язык, и пройдет много времени (в лучшем случае), пока он поймет, что такое Церковь на самом деле и зачем надо ходить на богослужение.
    Надо быть воцерковленным человеком, чтобы понимать то, что Церковь есть Тело Христово, и отличать ее сущность и формы от недостатков ее земного устройства. Но для подавляющего большинства людей Церковь является общественным учреждением, и «встречают» ее как человеческую организацию, от которой требуют больше чем от любой другой - поскольку она претендует на то, чтобы соединять людей с Богом! С этой точки зрения в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата молодежь замечает признаки чего-то вроде шизофрении.
    Что это за признаки? Мы живем в Украине и хотим быть украинцами. Но если зайти в церковную лавку и посмотреть на ассортимент литературы, которая там продается, то увидим множество книг про русских царей, русскую государственность и т.п. Дело не в том, что я против северного соседа - совсем нет, я имею много друзей в Москве - а в том, что круг чтения, который предлагается церковными лавками, формирует российскую ментальность. И не только круг чтения, а и вообще атмосфера значительной части приходов центральной, восточной и южной Украины такая, что украинцем внутри них себя ощутить очень сложно. Свидетельствую об этом по собственному опыту. Речь здесь совсем не о языке богослужения или проповеди. Можно разговаривать по-русски, молиться по-церковнославянски, но быть украинцем по духу. К чему и стремится молодежь.
    Что мы ей предложим? Апостол Павел призывал быть «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей», то есть «всем для всех». Современным для современников и украинцем для украинцев. Раскрывать Церковь не как общественно-политический институт, а как общину верных, которые вместе идут ко Христу. Как большую семью Иисуса, где найдется место для всех. Чтобы войти в которую, не надо переставать быть собой. Если сможем так сделать - будем иметь будущее.
    Священник Андрей Дудченко
    С шизофренией все понятно. Трудно уживаться университетскому украинофилу с русским монархистом. Хотелось бы услышать от о.Андрея пояснение его идеи, что значит быть в Православной Церкви по духу украинцем? И как это пойти за Христом и не отвергнуть себя (любимого) ветхого человека? Мой ответ Вам о.Андрей там же, где и Ваша реплика в мой адрес.
    Алексей Мартюшев.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика