Что день грядущий нам готовит?
- Сергей Рябуха
28.02.2008 00:49
К большому сожалению, наше Богослужение перестало быть понятным современному человеку. Даже если перевести весь Богослужебный чин на понятный язык (будь то русский или исправленный славянский), всё равно останутся те же проблемы непонятности. Непонятно почему Утреня у нас служиться вечером и во время чтения Шестопсалмия священник благодарит в это время Бога за проведённую ночь, когда эта ночь ещё даже не наступила и ни он, ни мы не ложились спать. Почему мы вечером исполняем утреннюю молитву Господу. Почему на служение Литургии Григория Великого (которая совершается утром) мы соединяем вечерней службой, а не соединяем с утренней (что было бы вполне логично)? Почему молитвы 1-го часа совершаются поздно вечером, а не в 7.00 как действительно первый час дня. Почему Литургия совершается утром, а должна совершаться после 9-го часа дня (после 15.00 по-нашему). Почему на Литургии мы отвечаем «Аминь (Да будет так)» на слова: «Примите, ядите, Сие есть Тело Мое и пейте от Нея вси, Сие есть Кровь Моя», даже не собираясь есть и пить, в «Отче наш» просим дать Хлеб наш насущный, даже не собираясь, этот Хлеб принимать (ссылаясь на своё недостоинство). А после благодарим за причастие, которого у нас не было? Почему у нас всё так перевёрнуто с ног на голову? Почему бы не приспособить наше Богослужение к реальному времени его проведения? Наше Богослужение утомляет людей прежде всего своей стереотипностью, повторяемостью одних и тех же ектений, до нельзя растянутым пением консерваторских хоров. Почти всё ценное и существенное нашего Богослужения опускается, а менее ценное и менее существенное повторяется по несколько раз (повторяются одни и те же ектении, а не исполняются стихиры канонов, библейские песни). Почему нельзя читать в Церкви все недельные зачала в воскресные дни с толкованиями, как древних, так и современных комментаторов, с разбором текста (критическим, текстологическим) и проповедью как применять полученные знания в своей жизни (если бы у нас были оглашенные, то они бы не получали абсолютно никаких знаний и никакого назидания из современной Литургии оглашенных). Зачем нужно читать по несколько стихов из псалмов и наз. это чтением кафизм (даже если и читают полностью две кафизмы, то они повторяются каждую Субботу), когда можно разделить весь Ветхий Завет на зачала и в течение, может быть, нескольких лет, изучить в церкви (именно в церкви, что особенно важно) всю Ветхозаветную часть Библии. А так мы в церкви не получаем никаких знаний. Если кто-то хочет получить их, то приобретает соответствующую литературу и учиться у себя дома, а не в церкви. Почему бы не возродить в церкви чтение и разъяснение Святого Писания, назидательных, аскетических и нравственных творений Святых Отцов. Ведь это очень, на мой взгляд, важный момент получать знания о Святом Писании, о Его толковании, о борьбе со страстями и вообще как жить и спасаться христианам именно во время Богослужения. Ведь когда-то такая традиция была и называлась Великое Чтение. Почему бы не возродить сам принцип обучения и наставления верующих в церкви во время службы? Почему мы искусственно соединяем службы суточного круга вместо того, чтобы составить одну вечернюю с назидательным элементом для верующих службу и утреннюю службу вместе в Литургией. Очень много ставит вопросов размышление о нынешней ситуации с нашим Богослужением.
|