"Щит и меч" православных христиан
- Leonid Bolotin
26.02.2008 14:11
Обличительно рецензируя суеверную книгу да еще с подложным архиерейским благословением «Молитвенный щит православного христианина» (Издательство НПО "МОДЭК"), Его Преподобие Отец Алексей Плужников, на мой взгляд, по журналистской неопытности в своем пафосе уклоняется в иную крайность. Конечно, явное суеверие и хорошо известную в наши дни склонность многих людей к магии надо решительно осуждать и обличать. Но при этом нельзя и угашать веры верующих в силу молитвы. И здесь я совершенно согласен именно с Юрием Запятиным от 26.02.2008 09:57, а не с «Ещё одним Иваном» (26.02.2008 02:34), который несколько комплиментарно оценивает «Всё правильно. Ни добавить, ни убавить». Увы, не все правильно. У неискушенных новоначальных прихожан и даже «захожан» может создаться впечатление, что сейчас не современны некоторые специальные молитвы. Например, Отец Алексий совершенно справедливо отмечает, что недопустимо мiрянам читать молитвы из Священнического требника: «есть и молитвы, взятые из священнического требника: "Молитва на освящение всякия вещи"…» Но при этом надо было бы Батюшке уточнить, что существуют и аналогичная молитва для мiрян «Молитва на освящение всякой вещи». Она предлагается для общего употребления в совершенно официальном «Православном Молитвослове и Псалтири» (М., Издательство Московской Патриархии, 1996, репринт 1980 года, с. 117). Один знакомый мне военмор рассказывал (не мне, но нашему общему знакомому, моему другу А.H.), как однажды пожилая врачиха в застольной компании призналась, видимо, приняв этого военмора за единокровного ей, что она за всю свою сорокалетнюю врачебную практику не поставила НИ ОДНОГО ВЕОРНОГО ДИАГНОЗА ГОЮ. К сожалению, сейчас очень снизился уровень знаний, умелой диагностики и у обыкновенных врачей, которые вовсе не по тайным религиозным или национальным мотивам совершают врачебные ошибки. Но эти два фактора вовсе не позволяет нам доверять ВСЯКИМ врачам, уповая даже на их неискусность, которая, конечно, же не от Бога, а от отца лжи. И категоричная фраза Батюшки «Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство» не вызывает полного доверия. Если смотреть Библейскую Симфонию, то мы видим, что Божие Откровение не отвергает искусство врачевания, но гораздо больше говорит именно о неискусных врачах, никакой же ЗАПОВЕДИ, то есть Прямого БОЖИЕГО Слова, указания, что врачам надо доверять безоглядно, «ибо от Бога их искусство», я в Священном Писании не нашел. Может быть, я что-то проглядел, но в рецензии Священника Алексия немало библейских цитат и в менее значимых по смыслу случаях. И там было бы уместно подкрепить такое утверждение о ЗАПОВЕДИ прямой библейской цитатой со сноской. Батюшка пишет: «Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы "от зубной боли", "от глазных болезней"?» Слава БОГУ в Русской Православной Церкви действует на «простой здравый смысл», а СВЯТОЙ ДУХ, и ОН еще не отменил древнюю молитву Священномученику Антипе Пергамскому. Иначе, я даже не знаю, как бы просто собрался к зубному врачу, не прочитав этой молитвы. Врач, даже самый искусный, нередко причиняет боль своему пациенту. Это нормально, но страх перед болью, перед операцией (например, глазной) мешает нам порой просто добраться до врача. Удивляет своей категоричностью и такой пассаж: «Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься – рекомендуется "просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь". Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных "подвижников"-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий "гонять" бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких "подвижников" надо бежать, как от огня, а не за ними бегать». Конечно, от самочинников надо бегать, но из чтения этого абзаца получается, что сейчас вообще в Церкви нет православных экзорцистов и вовсе не нужны Батюшки, читающие заклинательные молитвы. Насколько мне известно, и сейчас все же существуют духовно опытные священники, аскеты, которые совершают «отчитку» на совершенно законных духовных основаниях. Зачем же страждущих лишать надежды на возможность их помощи?! Как мне видится, отец Алексий Плужников подошел к раскрытию темы с некоторым избытком иронии. К сожалению, этот ироничный «бурсацкий» дух, уже веками витающий под сводами семинарий и академий, стал в последние годы все чаще прорывать в духовную практику окормления. Особенно этим злоупотребляют молодые священники. Но бывает и маститые митрофорные протоиереи нет-нет да блеснут в храмовой проповеди такой иронией, к сожалению, угашающей пламень веры у и прихожан, и тем более — у «захожан». Во время неоднократного общения с Игуменом Адрианом (ныне Архимандритом), в 1985-1991 годах, когда он еще проводил отчитки в Псково-Печерском монастыре, я ни разу не видел его улыбающимся — с шуткой на устах. Рассказывали мне, что он тогда несколько лет не спал обычным сном, так как был вынужден постоянно пребывать в молитве из бесовских нападков. Воду для отчитки он освящал у себя в келии, в которой, кстати, стоял гроб для памяти смертной… От нашей пилорамы на монастырском хоздворе краешек этого гроба был виден через окошко кельи. Симпатичный такой гробик, обитый глазетом и в рюшечках… И никто среди нас и насельников обители ничего смешного, достойного осмеяния в этом не видел. Кстати, благословил Отца Адриана на отчитку не Правящий Архиерей, а Старец Троице-Сергиевой Лавры, который там занимался отчитокй, но потом изнемог и назвал Адриана своим преемником. Там же в Лаврен начинал отчитку и Отец Адриан, пока его не выгнали подальше от Москвы. Есть выражение: из корыта с водой выплеснуть и ребенка. Боюсь, в данной рецензии на суеверную книгу, вполне достойную обличения, есть моменты, могущие вызывать скепсис и по отношению к настоящей православной духовной жизни. Простите ХРИСТА ради, Отец Алексий, если мои профессиональные замечания о стиле Вашей рецензии задели Вас. Я вовсе не за суеверия, но против теплохладности… Прошу Вашего благословения и святых молитв обо мне, многорешном. С искренним уважением раб БОЖИЙ Леонид…
|