Гуманизм Ивана Грозного
- Русский националист
18.02.2008 16:51
Про Филиппа.
Новгородская третья летопись, под летом 7077-м сообщая об удушении свт. Филиппа, называет его "всея Русии чудотворцем", то есть, летописец говорит о нем как об уже канонизированном святом. Это свидетельствует о том, что летописная запись составлена несколько десятилетий спустя после описываемых событий.
Мазуринская летопись за 1570 год, (т.31, с.140) сообщая о смерти свт. Филиппа прямо ссылается на его "Житие", которое было составлено не ранее самого конца XVI века. Разница между событием и летописной записью составляет около 30 лет. В сочетании с политической ангажированностью новгородских летописцев это не может не ставить под сомнение их правдивость.
Соловецкое "Житие митрополита Филиппа" тоже вызывает множество вопросов. Оно было написано противниками Царя Иоанна уже после его кончины и содержит много фактических ошибок. Р. Г. Скрынников указывает на то, что "Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона (Семена Кобылина), бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом". Но ведь именно "старец Симеон" и монахи, "ездившие в Москву", были главными врагами святителя Филиппа, главными свидетелями обвинения на том суде, который и внес решение о низложении митрополита.
Р.Н. Юрьев: "1490 убитых в Новгороде", а не 1200. Ну и что?
|