Резолюция участников заседания, посвященного Концепции профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви
- мыслитель
18.02.2008 16:21
Предлагаю вниманию всех посетителей данного форума точку зрения священника Валентина Жохова из его статьи «ПАГУБНЫЕ КОРНИ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРКОЛОГИЯ – СОТРУДНИЧЕСТВО НЕОБХОДИМО» (источник: http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2002_1_2/11.htm).
Он уже много лет отдал пастырскому душепопечению людей, пристрастившихся к алкоголю, и пишет об этом на основании собственного опыта деятельности в этом социальном церковном служении:
«Движение АА и АН внешне выглядит вполне благопристойно, но для христиан является абсолютно неприемлемым. Авторы “12 шагов и 12 традиций” пишут: “Принцип анонимности имеет огромное духовное значение; он напоминает нам о том, что мы должны отдавать предпочтение принципам, а не личностям (Спаситель умер на кресте не за принципы, а ради людей – свящ. В.Ж.); мы должны на практике следовать принципу подлинного смирения” [Двенадцать шагов и двенадцать традиций. Нью-Йорк, Alcoholics Anonymous World Services. 1989, с.213]. Смирения ищут все христиане, но православие знает смирение, бывающее “паче гордости”. Традиция №2 утверждает принцип АА и АН о “любящем Боге”, воспринимаемом ими “в том виде, в котором он может предстать в нашем групповом сознании” [там же, с.209]. Анонимность – нехристианское понятие, поскольку таинство крещения связано с приятием христианского имени. Анонимность – современный вид отступничества от Христа, так как христианин в АА и АН при общении с христианами же не может открывать свое настоящее имя. Попробуем ответить на вопрос: “Можно ли поминать на проскомидии православного, скрывающего свое настоящее имя?”. Без специального богословского образования понятно, что это невозможно. Протоиерей Алексий Бабурин пишет: “Деятельность АА и АН только с виду носит безобидный характер... Настораживает их категорическое нежелание упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей программе “12 шагов”, хотя на каждом шаге они говорят о Боге... Только при наличии веры программы АА и АН – “12 шагов и 12 традиций” могут работать. Значит, по сути, АА и АН являются объединением верующих людей…” [Наркомания: грех или болезнь. Сборник. М., Даниловский благовестник. 2000, с.170]. Психолог Е. Проценко, пытаясь представить АА и АН как новый вид православной соборности, опирается на поддержку священника Евгения Ш-на: “Мы приняли 12 шагов, потому что они не противоречат Православию, только интерпретацию дали более православную, более глубокую... В основе этой программы духовный аскетический опыт Православия. Первый шаг – смирение своей гордыни, следующие шаги ведут к покаянию” [О наркомании. М., Благо. 2000, с.81]. Отец Евгений утверждает, что “молитва об умиротворении” (содержит всего 3 прошения) является обратным переводом с английского ранее неточно переведенной на иностранный язык молитвы оптинских старцев (9 прошений!) [Жить трезвыми. Alcoholics Anonymous World Services. 1990, с.34; Двенадцать шагов и двенадцать традиций. Нью-Йорк, Alcoholics Anonymous World Services. 1989, с.48]. Возникает вопрос, зачем перенимать искаженную молитву, когда есть возможность молиться исправной, являющейся сокровищем аскетического опыта Православия. Некоторые издания не прочь сделать рекламу АН – “Мудрость этой программы (12 шагов) и движения (АН) состоит в том, что наркоман самоутверждается в отказе от наркотиков и старается привлечь к своей новой философии других наркоманов” [Опасно: наркотики! Редактор-составитель М.И. Никитин. М., Воскресенье. 1998, с.77]. Самоутверждение в Православии именуется гордостью и, как основа всех грехопадений, противится мудрости. Пропагандировать АА и АН как “системообразующий фактор жизни, лечебное общение равных” [Эволюция психики и природа наркотизма. Д.В. Колесов. М., “Педагогика”. 1991, с.306] запретить, конечно, невозможно. Но православным надо понимать, что системообразующим фактором их жизни может быть только Православная Церковь, Имя Главы которой точно известно.»
|