Гуманизм Ивана Грозного

  • Р.Н. Юрьев     17.02.2008 20:56

    При чём тут Штаден и Посевин? Русские летописи содержат достаточно материала для оценки той эпохи. Это как раз "пронафталиненная совково-либеральная агитка" внушала народу мысль о том, что история началась с 1917 года, а до этого были тёмные века. На самом деле 16 век - это эпоха, которую не так уж и сложно исследовать: данных полно из разных источников.
    Вот, например, Псковская 3-я летопись Строевский список (Псковские летописи, вып. 2, с. 232): "Лета 7055. У Петров пост псковичи послаша 70 человек на Москву жаловатися на наместника на Турунтая, и оны жалобщики били челом осподарю великому князю на селце на Островке. И князь велики осподарь ополелся на пскович сих бесчествовал, обливаючи вином горячим, палил бороди и волосы да свечею зажигал, и повелел их покласти нагых по земли".
    Псковская летопись 3-я, окончание 2-го Архивского списка. С. 261:
    "В лето 7078-го Прииде царь и великий князь Иван Васильевич со опалою опритчиною в Великий Новгород, и многия люди погубил различными смертьми и муками, во Твери, и в Торшку и во Пскове, и по селом, граблением имения и пожжением животов християнских"....
    и далее: Меж Рожества и Крещения прииде царь и великий князь Иван Васильевич с великою опалю в Великой Новгород, и многия нарочитыя люди погуби, и множество много людей на правежи побиено бысть иноческого и священнического чина, и инокинь и всех православных християн. И бысть туга и скорбь в людех велия, и святыя обители и церкви Божия и села запустеша. Ещё же к сему повеле правити посоху под наряд и мосты мостити в Ливонскую землю и Вифлянскую и зелеиную руду збирати; от того налогу и правежу вси людие новгородцы и псковичи обнищаша и в посоху поидоша сами, а давать стало нечево, и тамо зле скончашася нужно от глада и мраза и от мостов и от наряду".
    Летописец наивно объясняет такое помрачение царя влиянием немцев (с. 262):
    "А к нему прислаша немчина лютого волхва нарицаемого Елисея, и бысть ему любим в приближении. И положи на царя страхование и выбеглец от неверных нахождения, и конечне был отвел царя от веры: на русских людей царю возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи".
    Вот и по поводу "выдумок об убийстве сына Ивана Грозного Репиным" специально для Люсии, а также по поводу "победоносной" Ливонской войны летопись сообщает следующее (с. 262-263):
    В лето 7089-го. По лету, пришед, колыванские немцы поимали свои городы 10 и воевод и людеи всех побили. И збыстья Писание глаголющее: еже аще кто чюжаго похочет, помале и своего останет царь Иван не на велико время чюжую землю всем, а помале и своеи не удержа, а людеи вдвое погуби. Того же лета августа в 18 день прииде король литовской Стефан Обатур со многими Орды, 17 земель, под пресловущии град Псков с нарядом... А у великого князи царя Ивана было в собрании тогда 300 000 в Старицы, а на выручку бояр своих не посылал подо Псков, ни сам не пошол, но страхом одержим бе. Глаголют нецыи, яко сына своего царевича Ивана того ради остнем поколол, что ему учал говорити о выручении града Пскова..."
    Можно сослаться на Летописец Льва Вологдина (ПСРЛ т. 37), где также говорится об убийстве сына и о том, что "наподобие внезапной бури восстала в царе безмерная запальчивость", но этот летописец более поздний, 18-го века. Вологодская летопись относительно Новгорода кратка: "Лета 7078-го. Новъград громлен бысть".

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика