Сверхчастое причащение и обновленчество
- Русофил
16.02.2008 17:15
В контексте проводимой на этом форуме дискуссии уместно вспомнить териминологию и значение слова "фанатизм".
Впервые в оборот это понятие ввел Жак Бенинь Боссюэ (1627-1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютизма и видевший в католичестве, достаточно резко обособившемся от Рима и по сути превращенном в национальную религию, официальную систему взглядов для монархической Франции. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагают, что все их «мечтания» вдохновлены Богом. Для Боссюэ фанатики – это не парижские буржуа, которые в 1572 г., в ночь на 24 августа, когда празднуется день апостола Варфоломея, со всех ног, – как напишет потом Вольтер, – бросились убивать, перерезать горла, выбрасывать из окон и рубить на куски своих сограждан только за то, что они не ходили к мессе (См.: Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2001).
Фанатики для Боссюэ – именно протестанты, ибо они ощущают, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или утвержденных правил, принятых и одобренных кем бы то ни было.
Данное первичное определение применимо наиболее в полной мере к тем, кто подобно Сергею Рябухе пытается отстоять то, что противоречит самим глубинным традициям Русской Православной Церкви. Такой фанатизм губителен для её прихожан, но этим проповедникам в силу того, что им уже не слышен глас Божий, а слышны лишь свои занесённые извне неловкими речами прельщённого духовника убеждения, нет дела до судьбы тех кого они увлекают за собой в пропасть безрассудства и извращённой традиции. И это чрезвычайно опасный симптом нашей современности, ведь подобных фанатиков протестантского толка вокруг всё больше и больше. К чему это приводит, видно уже даже невооружённым глазом.
|