Гуманизм Ивана Грозного
- Leonid Bolotin
14.02.2008 16:33
Р.Н.Юрьеву: Уважаемый Родион или Роман Николаевич! (простите, Вас по-разному называют участники разных форумов). Надпись на раке Преподобного Корнилия, несомненно, очень позднего происхождения. На современной его погребению керамиде (надгробной плите) ничего об убиении не сказано. То что керамида Преподобного Корнилия относится к 1570-1571 году говорится в научном издании, из которого я цитирую текст эпитафии. К ДАТЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО КОРНИЛИЯ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО. Керамические надгробные плиты (числом свыше сотни) относятся ко времени между 1558 и 1671 годами., когда в монастырском посаде, видимо, работали гончарные мастерские, изготовлявшие эти уникальные памятники мемориального искусства [Ссылка 56: Плешанова И.И. Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря. // Нумизматика и эпиграфика. Т. 4. М., 1966]. Плиты с изображением Голгофского Креста и Орудий Страстей Христовых отмечены оригинальностью, сложностью исполнения и несомненными художественными достоинствами. По размеру они не велики: в среднем высотой 45-60 см, шириной 30-40 см (более крупные из них — ранние). Установлены они все одинаково, в вертикальном положении, поскольку закрывают собой могильные ниши (ниши были вырыты с обеих сторон от прохода, в несколько рядов одна над другой, перпендикулярно по отношению к проходной галерее). Характер изображений на этих плитах с годами менялся в сторону упрощения. Керамида Преподобного Корнилия Псково-Печерского. XVI век. Псково-Печерский монастырь. Расшифровка надписи: «Лета 7078 (1570) м(е)с(я)ца Февраля в 20 д(е)нь пре/ставися раб Б(о)жий Игумен Корни/лей сея обители Пр(е)чист(ы)я Б[огороди]цы / монастыря Печерскаг(о) на памят(ь)/ иже во св(я)тых отца н(а)шего Лва Еп(и)скоп/а Катанскаго» (Крест в России. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Автор-составитель С.В.Гнутова. М., Даниловский Благовестник, 2004, с. 87). Что касается «Сказания о Московском Князе», откуда были взяты сведения о «мученичестве» Корнилия и Вассиана, то оно не вполне достоверно приписывается Андрею Курбскому (там есть место, где Корнилий называется епископом, хотя князь Андрей не мог так назвать его), но даже если это повествование принадлежит перу князя Андрея, он не был свидетелем кончины Преподобного Корнилия, он уже убег к этому времени за кордон… Никаких списков любых по степени официальности текстов, где бы говорилось о «мученичестве» Преподобного Корнилия, которые бы датировались ранее 1626 года сейчас в природе не существует. Преподобномучеником Корнилия стали титуловать преимущественно во второй половине ХХ столетия, после 1953 года. Тогда и составлялась современная служба ему. Вот и смотрите: есть свидетельство на керамиде 1570 или 1571 года, и свидетельство, которое фиксируется спустя 55-56 лет после события. О «достоинствах» частных летописания эпохи Смутного Времени и в последующие после него годы написано множество текстологических и палеографических исследований. Все они крайне политически тенденциозные и «партийные». Официальное Царское и Патриаршее летописание той же (1626 год) или более поздней эпохи не приняло этой тенденциозности и не включало в себя басни.
|