Резолюция участников заседания, посвященного Концепции профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви
- доктор
07.02.2008 12:19
В другой свое работе ("Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями", журнал "Наркология", №1 за 2006 год), уважаемая Татьяна Борисовна Дмитриева, признанный авторитет в области психиатрии и наркологии, вместе с д.м.н.,профессором А.Л.Игониным из того же Центра Сербского, возглавляющего там отделение наркологии, конкретизирует ситуацию с группами, работающими по программе "12 шагов": "В нашей стране в 90-х годах XX века также начали усиленно создаваться ячейки общества АА и АН. Но, насколько мы знаем, движение анонимных алкоголиков не получило в России значительного развития (прим. - имеется в виду поддержка со стороны государственной службы, а не от международных неправительственных организаций и частных платных клиник). Это можно объяснить, конечно, тем, что у нас мало истинно верующих людей. Но дело в большей степени, по-видимому, в ином. Двенадцатишаговая программа не соответствует нашему российскому менталитету. Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства - протестантизме. Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества. В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА и АН. Наши пациенты едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает своё существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психоте¬рапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами – термин Б.М.Гузикова с соавторами [2]. Безусловно, длительное поддержание функционирования таких групп само по себе является большим достижением психотерапевта. Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны антинаркотические и антиалкогольные сообщества при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра в Москве, руководимого отцом Анатолием (А.И.Берестовым)."
Вот о чём речь идёт, уважаемый "Василий Ч." Это - рассуждения заслуженных деятелей наркологии, много лет отдавших медицине во имя спасения людей! И они не просто взяты из головы - они обусловлены многолетним ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ опытом, но не 8-9 годами воздержания от алкоголя. Через руки, души и сердца академика и профессора, а также их сотрудников прошли сотни и тысячи людей, не граждан мира, а россиян! И кому как не им знать, что больше подходит для их спасения и отрезвления.
|