Резолюция участников заседания, посвященного Концепции профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви
- доктор
07.02.2008 12:18
"Василию Ч." (от 07.02.2008, 08:19)
Эка вы как грамотно заговорили, словно по писаному! Тон поменяли, манеру подачи материала. Приятная метаморфоза и какая замечательная тактика!
Да только под другим соусом снова пытаетесь подать всё те же шальные мысли, противоречащие здравому смыслу.Придётся на секундочку выйти из рабочего ритма и ответить вам по порядку.
Начали вы с описания болезней, которые по вашему мнению, почему-то, ВСЕ связаны с алкоголем. Это ещё раз напоминает мне о том, что вы - хронический посетитель групп "Анонимных алкоголиков". Чуть что - во всём виноват алкоголь! Гастрит с язвенной болезнью, панкретит, сахарный диабет совсем не обязательно могут быть обусловлены возлияниями спиртосодержащих жидкостей - не стоит так уж преувеличивать значимость оных и их воздействие на жизнь людей. Причин превеликое множество - и наследственность, и образ жизни, и асоциальное поведение, и воздействие окружающих природных условий, и возможное хроническое воздействие каких-либо токсических веществ (профессиональные заболевания, проживание в экологически опасном регионе), да много ли чего... Ясно, что, помимо биохимии, здесь работает целый ряд факторов. Поскольку данный форум не является медицинским, не стал загружать людей монотонными лекциями.
Однако вы настаиваете. Хорошо. О ВОЗ можно сказать много разных слов, добрых и не очень, их инициативы в последнее время у многих специалистов в различных областях медицины вызывают недоумение и удивление, особенно в том, что касается упорного навязывания своей методологии в качестве единственно возможного стандарта. При этом их абсолютно не волнуют сформированные десятками лет очень даже успешные и эффективные национальные модели здравоохранения, основывающиеся на несколько иных принципах. У меня тоже есть в архиве статья академика Российской академии медицинских наук (РАМН), директора Государственного научного центра имени Сербского Татьяны Борисовны Дмитриевой, где как раз говорится о специфике современных подходов к пониманию природы алкоголизма и наркомании.
Чтобы никому не дурить голову, процитирую немного. Кажется, на другом форуме "Русской линии", посвященном этой же проблематике (http://www.rusk.ru/st.php?idar=8960), об этом уже говорилось.
Статья называлась "Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране". Была опубликована в журнале "Наркология" в №3 за 2006 год.
Вот наиболее показательные фрагменты того текста:
1. "Переходя к характеристике различных методов, используемых в наркологии, в первую очередь следует оценить ситуацию с медикаментозной терапией больных с зависимостью от ПАВ (психоактивных веществ). Для отечественной наркологии всегда была характерна переоценка значения биологически-ориентированных методов и недооценка роли психотерапевтически-реабилитационных мероприятий (так называемый медикоцентристский подход). Это связано с недостаточно обоснованными в научном отношении представлениями наркологов о природе зависимости от ПАВ и, соответственно, с чрезмерно упрощенными взглядами на возможность биологическими методами добиться нужных результатов. Как известно, не существует прямой, жесткой связи какого-либо биологического субстрата с той или иной конкретной формой поведения, проявляющейся, в частности, в злоупотреблении ПАВ. Определенные изменения обмена биологически активных веществ, локализованные в первую очередь в головном мозге, создают лишь предпосылки для совершения действий, направленных на прием ПАВ. Основное же значение при этом имеют установка больного на продолжение употребления ПАВ либо воздержание от него, а также глубина и стойкость данной позиции. В свою очередь, характер этой установки зависит от мировоззрения пациента, его ценностной ориентации, отношения к принятым в обществе нормам поведения, психологической устойчивости и других личностных особенностей. Не менее важное значение имеют социальные характеристики больного, касающиеся его отношения к семье, опыта трудовой деятельности, наличия интересов и увлечений."
2. "Следует, однако, отметить, что актуализация патологического влечения к веществу далеко не обязательно ведет к рецидиву. При наличии упоминавшейся выше твердой установки на воздержание от ПАВ пациент преодолевает обостряющееся влечение и избегает рецидива. И, наоборот, больной, не настроенный на воздержание от ПАВ, возобновляет их прием, даже если не ощущает "тяги" к ним. К тому же больные в ремиссиях, к сожалению, очень редко обращаются к врачу при обострении влечения к ПАВ. Они либо реализуют влечение, либо, как уже отмечалось, самостоятельно справляются с возникшей у них потребностью в ПАВ."
3. "При проведении современной дискуссионной или интерперсональной групповой психотерапии используются так называемые малые группы (6—12 чел.). Взаимодействие между членами группы должно быть максимально интенсивным и эмоционально насыщенным. В отличие от свободного классического метода К. Роджерса, в рамках современных методик психотерапевт обычно занимает более активную позицию, хотя он и действует скрытно, остается в тени. Он контролирует ход группового процесса, использует определенные приемы активизации дискуссии и коррекции поведения отдельных участников группы (они описаны указанными выше авторами). Если удается провести достаточно большое число занятий (не менее 10—12) и создать в группе реальную дискуссионную атмосферу, то у больных могут наблюдаться позитивные сдвиги в психике и поведении, которых не удается достичь с помощью других психотерапевтических методов. К ним относятся: преодоление психологической защиты, улучшение критики к заболеванию, рост мотивации в отно¬шении воздержания от ПАВ, более глубокое осознание пациентами самих себя и своих возможностей, вербализация негативного опыта и десенситизация (с получением моральной поддержки членов группы), совершенствование навыков управления своими эмоциями и конструктивного общения с окружающими, а также многие другие эффекты."
4. "Но даже такой сложный и трудоемкий метод, как групповая дискуссионная психотерапия, не дает возможности добиться глубоких изменений в духовной сфере пациента, без которых во многих случаях невозможен его полный отказ от употребления ПАВ. Должны произойти кардинальные сдвиги в мировоззренческих позициях больного, в характере его взаимодействия с партнерами по употреблению ПАВ и другими лицами, в представлениях о нормах поведения, которых он должен придерживаться. Не меньшее значение имеют перемены в отношении к семье, возвращение к производственной и творческой деятельности, восстановление разносторонних интересов и увлечений. Для достижения всех указанных изменений необходима социальная реабилитация наркологических больных (по терминологии Всемирной организации здравоохранения — это возвращение пациента к активной, общественно полноценной жизни). Наибольшего эффекта удается добиться при помещении больных в реабилитационные центры (коммуны, терапевтические сообщества, терапевтические общины), где они длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет — пребывают в принципиально иной социальной среде по сравнению с той, в которой существовали ранее. При этом на человека должно оказываться глубокое влияние со стороны нового сообщества в целом и позитивных лидеров в частности. Очень полезно привлечение к работе "бывших" больных алкоголизмом и наркоманиями. Необходимы жесткий распорядок дня и интенсивная трудовая деятельность, приносящая, однако, творческое удовлетворение."
5. "В последние годы в структуре наркологической службы начали создаваться реабилитационные центры, что следует, безусловно, считать положительным явлением. Но в большинстве этих центров медицинские методы (лекарственное лечение и психотерапия с суггестивным или поведенческим уклоном) преобладают, к сожалению, над собственно социальным воздействием на пациентов, ради которого и существуют реабилитационные учреждения."
6. "Существует вариант сочетания реабилитационных мероприятий с работой "Общества анонимных алкоголиков и наркоманов" (Миннесотская и некоторые другие модели работы с наркологическими больными). Следует, однако, отметить, что движение анонимных алкоголиков и наркоманов внедряется в России с большим трудом. Вероятно, это связано с пока еще относительно небольшим числом истинно верующих людей в нашей стране. Кроме того, нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)."
|