Монументальное Хамство
- Leonid Bolotin
30.01.2008 04:01
Конечно, злоупотребление различными аллегориями или сугубо литературными персонажами в монументальной пластике стало веянием нашего времени. В советское время в Москве было, пожалуй, только два или три памятника с персонифицированными литературными персонажами — памятник Левинсону со товарищи из фадеевского «Разгрома» на Миусской площади (на месте разрушенного Собора во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского), скульптуры крыловских зверушек на Патриарших прудах и монумент Мальчишу-Кибальчишу на Ленинских горах у главных ворот территории дворца пионеров. Может быть, я что-то упустил, но все же это было исключениями из правила — ставить памятники реальным историческим деятелям, политикам, писателям, ученым, художникам, героям. Ни в Царское время, ни тем более, в советское время, в Москве библейские персонажи в скульптуре не изображались, если не считать горельефов Храма Христа Спасителя. Когда сравнивали советскую Москву с европейскими городами, то она значительно уступала им (даже городам в «соцстранах») по числу городских скульптур. А если учесть, что только Лукичей на улицах, площадях, скверах, на станциях метро и в парках Москвы было за три десятка, да еще несколько Марксов, то в смысле монументалистики наш город был бедноват: общее число памятников едва ли доходило до четырехсот. Недавно по московскому телевидению депутаты гордумы озвучили цифру: сейчас в Москве более трех тысяч городских скульптур, причем значительная часть из них, возведенных в последние годы, была установлена без специальных разрешений городских властей. В общем, в этой сфере культуры сейчас царит такой же безпредел, как и в криминальной и правоохранительной сфере, как и среди чиновничества с его коррупцией, как и на увеселительном телевидении… Современная городская скульптура стала выразителем смуты, которая царит и в других сферах российской жизни. Нам, видимо, так и нужно относиться к этим продуктам смуты, как к чему-то заведомо обреченному на снос и ликвидацию. Помните, сколько было киосков? Проходу от них не было! Сейчас их число сократили в десятки раз. Так и с сомнительной скульптурой надо будет поступить… Нужно выработать, сформулировать специальную идеологию этого вопроса, которая определяла бы нашу православно-патриотическую политику в данном направлении отечественной культуры. И эту идеологию нужно создавать уже сейчас. Уже сейчас надо вести активную пропаганду и агитацию против подобного дурновкусия и глумления, против порока, разврата и уродства в городской скульптуре, в городской архитектуре. Чтобы в благоприятное время ни у кого и в мыслях не возникло публично заступаться за подобные глумливые «шедевры». Чтобы к этому времени общественное мнение созрело для решительной народной расправы над всем враждебным и чуждым для России, для Православия, для Русской Культуры. Враг будет разбит, победа будет за нами!
|