Размышления о докладе Олега Платонова
- Василий Ч.
16.01.2008 20:41
Далее, о причинах невозможности сотрудничества православных в разных общественных объединениях.
Мне возразят, что "блажен муж, иже не иде на совет.." и прочее. Однако православные не находят общего языка и между собой. Чему нет необходимости приводить примеры. Как только дело выходит за рамки Церкви, усилия православных в общественных организациях становятся приложенными в разных направлениях. На выходе получается величина, близкая к нулю. Раздаются призывы о необходимости борьбы за чистоту рядов, за воцерковление невоцерковленных и прочее. В результате деятельность смещается с реальных дел в русло пустопорожних и бесплодных попыток найти достаточное количество высокодуховных и, в тоже время, готовых заниматься общественной деятельностью, людей. Такие деятели пребывают в счастливой безмятежной уверенности, что это в принципе возможно - найти высокодуховного Козьму Минина, и что за ним - то и последуют множество высокоправославных и сознательных граждан. Раздаются предположения, что иначе Россию не спасти, как только через воцерковление большого количества россиян, на чем, собственно, и делается весь упор, и на чем всё дело заканчивается.
На самом деле, в настоящий момент, для сколько-нибудь успешной деятельности православных на поприще любых общественных начинаний, выходящих за рамки Церковной ограды, существенно необходимо: а) отказаться от попыток давления на духовный мир сограждан; б) отказаться от попыток внедрения идеалов России царского периода типа "Православие, самодержавие...", или современных идеалов типа "Православие или смерть"; в) перестать пугать сограждан своей показной благочестивостью и формировать у них образ мрачного христианства, неразрывно связанного с убогими и калеками, которые не могут ничего - даже создать мало-мальски действующий союз; г) перестать бороться с инакомыслящими в своих рядах, что доходит до анекдотичных ситуаций, когда предметом раздора становится, например, отношение к личности Грозного или Распутина; д) научиться уважать других людей, которые имеют другие взгляды, может быть, даже другие религиозные убеждения; е) научиться работать вместе с людьми, которые имеют другие взгляды; ж) начать работать, наконец, над реальными делами, а не над мифическим построением "Третьего Рима".
|