"Россия для русских" или "Россия для православных"?
- Рогозянский
19.10.2006 10:28
Ingvarnep Не в спор, а, коли речь пошла о теории, просто для ясности: основывая свое мировоззрение на богословских, идеальных посылках, нельзя упускать из поля зрения видоизменения условий их существования в эмпирии (видимом, грехопадшем космосе). Об этом лучше всего - у С.Франка в "Духовных основах общества". Смысл в том, что богословами, в данном случае В.Лосским, исследуются и вычленяются некие прото-структуры, метафизическая подкладка мира. Однако, в эмпирии идеальное усекается, не может вмещаться целиком. Возникает более сложная, антиномическая структура, при помощи которой духовное соотносится с действительностью. Сам человек до тех пор, пока не выходит из ограничивающих рамок эмпирии, нуждается в целом ряде условностей, "психических маркеров", при помощи которых сам себя сознает, объясняет, вступает во взаимоотношения и пр. Данные маркеры - это общественный статус, культура, национальность и даже пол. Как об этом читаем у ап. Павла: "Нет ни эллина, ни иудея... ни мужского, ни женского, но новая тварь". Т. е., строго говоря, перед Богом мы - существа, не несущие на себе огромного количества тех различий, на которые сейчас обращаем внимание. Не имеет большого смысла то даже, мужчины мы или женщины, а не только русские, украинцы или татары. Имеет значение только то, действительно, православные мы (правильно ли славим) или не православные. Но в эмпирических условиях, дабы не происходило смешения и обезличивания, каждому назначается ряд дополнительных и немаловажных ролей, как то: сын своих отца и матери, муж или жена, отец или мать своих детей, член своего общества, представитель своего народа, носитель своей родной культурной традиции и т. д. Для того, чтобы, легче было находить общее с другими людьми и, опять-таки по Апостолу, "подвизаться в призвании".
Суммируя коротко, можно сказать: выйдем к состоянию духовности - потеряем и национальность, и даже пол, а станем "вселенскими", "кафоличными". Но пока остаемся теми, кто есть, все для нас, в т. ч. и национальность, сохраняет значение.
С метафизической точки зрения верно то, о чем Вы пишете: "В основе национализма лежит подчинение своей природе, то есть, язычество" (о последнем лишь скажем помягче: неверие, неведение Бога). Поскольку же неведение Бога очевидно имеет место и в Вас, и во мне, в таком случае подчинение своей природе, национализм, приобретает значение некоего промыслительного смотрения.
|