Сверхчастое причащение и обновленчество
- один_читатель
10.01.2008 02:16
Дорогие отцы и братия!
Мне кажется, этот вопрос может быть разрешен только ЛИЧНО духовником в каждом конкретном случае с учетом ВСЕХ приведенных Вами аргументов (время, место, личность самого причастника, его состояние и пр.). Даже врач двум разным людям, страдающим одной болезнью и требующим одного лекарства, никогда не пропишет одинаковую дозу: одному будет мало, а другого и капля убьет. Конечно, то, о чем говорилось как о наркомании, ужасно. Но с другой стороны, кто замечал, скажем, сколько прихожан "застыли" на месте в своем духовном росте, а ведь духовный рост должен "измерять" очень опытный духовник! А сколько людей вообще перестали ходить в Церковь? Только не подумайте, что я сторонник "сверхчастого причащения". Отнюдь нет. Елинственный критерий: допускать или нет к причастию, по-моему, лишь в том, чтобы определить, горит ли душа у человека желанием приобщиться ко Христу (пишу со слов уважаемого мной архиерея как раз по этому вопросу). Вот и все! А то складывается впечатление, что у нас есть желание "спрятаться" за какие-то внешние рекомендации, уйти от реальной пастырской ответственности за конкретную душу. А может, эта душа уже 10-й раз в год подходит к Причастию и так же горит своей любовью ко Христу, как и предыдущие 9 раз, хотя средняя "норма" давно превышена. Как поступить?
Возьмем к примеру растения: одно растение - кактус, выдерживает палящий зной и требует 1 каплю воды в месяц (условно). А другое - оранжерейный цветок , который погибнет, если на него не вылить ведро воды в день. А садовник (священник) за них несет равную ответственность перед Богом. Рецепт, каким бы он мудрым ни был, не может пригодиться в 100% случаев, ни в ту, ни в другую сторону. Это же жизнь!
В применении рецептов нужно поступать ОТВЕТСТВЕННО и МУДРО. Опять же соглашусь с тем, что это вопрос пастырский, а не догматический.
По поводу "страшных примеров" я думаю, что нужно осторожно применять древний принцип: abusus non tollet usum (неправильное употребление какой-либо вещи не отменяет необходимость ее употребления). То есть, я хочу сказать, что если можно (нужно) разрешить кому-то более часто причащаться в какой-то период его жизни, то из-за того, что есть такой игумен Петр, еще не следует, что этого делать в каком-то конкретном случае нельзя. Спаси Христос.
|