Сверхчастое причащение и обновленчество
- Алексей Филонов
09.01.2008 22:13
Вы, Михаил, преподносите Катехизис свт.Филарета как некую инструкцию, по которой должна быть точно отмерена вся полнота внутрицерковной жизни. Однако, теперь не Синодальный период и Церковь не может применить эту инструкцию, например, ко всем чиновникам, строго регламентируя обязательные сроки их говения, как это было некогда. В отличие от Синодального периода теперь Церковь допускает даже разводы и второбрачие не только для вдовых. Этими примерами я хочу только дать понять, что Церковь живёт во времени и пространстве, и перемена исторических обстоятельств позволяет Церкви пользоваться тем, что называется икономией. Это не одно и то же, что модернизм или обновленчество. Это - реальный ответ на реальную жизнь членов Церкви. Духовную жизнь никогда нельзя было охватить никакими катехизисами полностью, как нельзя применить правила поста, например, одинаково к больному и здоровому, новоначальному и опытному. Мне кажется, все споры о частоте причастия, развернувшиеся в последнее время, легко решаются не статьями или конференциями, а духовным руководством пастыря своим духовным чадом, то есть конкретным духовным опытом, а не инструкцией, заверенной авторитетной печатью.
|