"Основы православной культуры" важны как прецедент...
- к л и м
04.10.2006 08:05
Аноним или не аноним, с какой буквы… - какая разница, разговор по существу, и вопрос не частный, а принципиальный. По тексту: \"Филиппов и другие ответственные чины неоднократно дезавуировали его содержание в разного рода политических заявлениях\" - не содержание, они о нем конкретно и не говорили, были и есть попытки дезавуировать право на изучение именно ОПК в светской школе и подменить его историей религий и т.п., но это все именно «заявления», которым грош цена, а учебник, который в результате родил Чубарьян (затратив огромную сумму наших бюджетных средств), все равно никому не будет нужен. \"В делопроизводстве любого ведомства, не исключая и Министерство образования, встречаются противоречивые и даже взаимоисключающие документы. Которые из них принимать к сведению, конкретные чиновники на местах решают в т. ч. и из общего ощущения \"откуда и куда ветер дует\". Да, но это не материал из \"делопроизводства\" ведомства, это материал для работников образования по всей стране, подготовленный с участием Церкви (единственный пока на федеральном уровне) для работающих в системе образования по этой теме, и прежде всего не для чиновников, а именно для практиков. Просто был передан в регионы письмом сопроводительным Минобра. Воспринимают его как некую \"указивку\", как «документ» только те, кто реально по теме не работает. Письмо от 2002 г. важно как ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для работающих по теме, в этом его главный смысл, а не в том, чтобы кому-то что-то приказывать, указывать, задавать какую-то программу действий и т.д. Он важен как согласованное с Церковью изложение того, что такое ОПК в гос и мун общеобразовательной школе. Это помимо легализации формальной православной культуры в нашей школе, чтобы учителю не мог сказать директор - «я не знаю что такое православная культура, что ты тут мне принес, что предлагаешь» (равно как методист в округе директору и т.д.). И могут быть действительно противоречия в письмах Минобра - достаточно глянуть на \"корректирующее\" это письмо октябрьское следующее письмо по теме Минобра в феврале 2003, никакой «коррекции» собственно Примерного содержания там нет. Там даже название материала из октябрьского письма дано неверно, потому что писали это второе письмо противники ОПК и даже не удосужились прочитать то, о чем писали - и опозорились, даже название документа правильно не дали, \"курсом\" каким-то назвали. Хотя очень важно, что и это второе февральское письмо противников ОПК не отменяет главного - возможности изучения ОПК в курсах региональных и школьных, в учебном расписании (говорится об этом сквозь зубы, с дурацкими оговорками типа «не во всех школах региона», но признается это право). \"В таком смысле события, последовавшие за опубликованием письма: неуверенность, оправдания Министерства, - критиками ОПК были однозначно расценены и распропагандированы как победа над партией сторонников ОПК\". Критиками - да, они владеют информационным полем, могут дезориентировать людей, мог быть захвачен этим ощущением и ваш собеседник, но зачем идти у противника на поводу, соглашаться с этим нам, \"не критикам\"? \"На какой-то срок во взаимоотношениях Церкви и школы повисла неловкая пауза\". Она и сейчас висит, только не светской школы и Церкви - тут все нормально развивается в меру желания и умения людей на местах, а Церкви и Минобра - Церковь не сумела отстоять свои позиции, поддержать людей в Минобре, не нашлось в центральных органах МП для этого знающих и власть имеющих людей, а в самом ведомстве после реорганизации пришли другие люди, понимающие в теме как баран в апельсинах или заряженные против Церкви \"Переубеждать меня здесь не нужно, я знаю, о чем говорю. В означенное время мне довелось близко работать с московским научно-методическим центром \"Покров\", ОРОиК, \"Воскресной школой\", СПб УПМ, так что от себя лично могу засвидетельствовать, что проблематика православного образования на федеральном уровне и в обоих столицах оказалась, если не прикрыта совсем, то лишена значительной доли поддержки\". Большинство названных вами структур не имеют прямого отношения к изучению ОПК в гос и муниц школе, не занимаются этим практически. Покров и Воскресная школа - околоцерковные частные структуры, проводят курсы для учителей (в основном воскресных) школ, печатают полезные пособия, но непосредственно (как люди в некоторых регионах, где идет работа по курсам ОПК разным) этим не занимаются. Может поэтому и авторы учебников, которые печатались там (сужу по публикациям), сейчас работают сами (Бородина, Шевченко). Что касается ОРОИК центрального - лучше его вообще было не вспоминать... это структура пока совершенно недееспособная (практически, а не декларативно) в отношении изучения православия в светской школе (в целом, не желая ничего сказать плохого про конкретных людей, там работающих). Они занимаются в основном воскресными школами и негосударственными православными гимназиями. Чтобы знакомиться с практикой, надо ехать в Белгород, Курск, Смоленск и т.д. Извиняюсь за резкости, согласен, что \"необходимо излагать подробно и обстоятельно, где-нибудь в отдельном месте\". Здесь просто обменялись замечаниями, которые могут быть полезны посетителям сайта. С уважением.
|