Гуманизм Ивана Грозного
- Р.Н. Юрьев
29.12.2007 23:35
Нашёл я фотокопию святцев, в которых упомянуто об "обретении святого телеси". Привожу дословный текст с этой страницы. Сперва - справка от тех, кто выложил их где-то в сети (у меня, к сожалению, выложено было в локальной сети, ссылку дать не могу). Там приведён такой текст: Сии святцы бысть совершены в лето 1624 от Р. Хр. (заметим, что это невозможно, т.к. в то время летоисчисление, как известно, велось от сотворения мира) 25 дня месяца апреля в четвертом часу дни. За июнь месяц 10 дня на обороте 205 листа такая запись: "...В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна" Но это сокращённо, а так стоит посмотреть полностью записи за весь день.Вот текст (побуквенно, без титлов). 10-й день. Стго сщнномчка тимофея еппа пруского. Сий (?) скончася от Ульяна царя. И прпднаго оца Феофана. В той же днь обретение стого телеси великомчка цря иванна. в той же день памя иже во стыхъ оца ншго никиты еппа новгороцкаго новаго чудо (видимо, творца). Отселе слнце взойде налевъ (?) и творитъ тамо л дний и i часовъ. ипочксаи паки исходитъ. (дальше идёт 11 день).
Во-первых, определимся с тем, с каким источником мы имеем дело. Происхождение и местонахождения нам не известно (м.б. кто-то даст ссылки, - хорошо бы). В любом случае речь идёт о святцах не в том смысле, как были святцы, скажем Свт. Димитрия Ростовского. Это святцы - что-то вроде нашего календаря, распространявшиеся как популярная литература для домашнего чтения, без претензий на точность. Во-вторых, разберёмся с тем, что в них написано. 10-го июня - память св. свщмч. Тимофея епископа Прусского, скончавшегося от Ульяна царя. И прп. Феофана. В тот же день обретение святого тел (именно в такой форме!) великомученика царя Иванна (опять же в такой форме). В тот же день память иже во святых отца нашего Никиты епископа Новгородского нового чудотворца. С этого дня солнце поворачивает (дальше неясно). Но 10-го июня никогда не праздновалась память прп. Никиты еп. Новгородского! Как следует из исследований, опубликованных в базе данных ПСТУ св. Никита, затворник Печерский, еп. Новгородский, ум. 31.01. 1108 (когда и почитается его память), а мощи его обретены 30.04.1558 г.
17-й век, это совсем недалеко от нас. Российский государственный архив древних актов забит документами, скажем, по Монастырскому приказу, в которых можно проследить всю жизнь практически любого монастыря России того времени. Много документов по этому периоду и в региональных архивах. Скажем, я в архиве нашёл сведения за конец 17-го века, что моему родственнику, служившему при Вологодском архиепископском доме, недодали два пирога и кусок мыла, по поводу чего было соответствующее расследование. Это только иллюстрация к тому, что можно выкопать в архивах. Уж тем более на основании единичного упоминания "открытия святого тел" какого-то "великомученика царя Иванна" (нигде, кстати, не говорится о том, что речь идёт именно об Иване Васильевиче Грозном), нельзя считать данное обстоятельство каким-либо образом доказанным. Эти же святцы были известны Архиеп. Сергию (Спасскому) (Полный месяцеслов Востока. М., 1997 т. I с. 357, который упоминает, что многие из памятей, приведённых в этих святцах неизвестны или из неканонизованных. Правда, он упоминает другой год этой записи - 1621, как святцы из библиотеки Ундольского, но в остальном они совпадают с фотокопией: "В конце их, на л. 267 значится: "Совершены бысть сии святцы в лето 7129, апреля в 25 день, в 4 час в корежемском монастыре". (там же, с. 356). При этом автор отмечает, что текст этих святцев имеет много особенностей по сравнению с календарными памятниками, доселе известными. Ввиду вышеизложенного нельзя признать данный памятник как доказательство действительно существовавшего церковного почитания Ивана Грозного как великомученика или как святого.
|