Гуманизм Ивана Грозного
- Потапов
22.12.2007 08:36
Замечательный заголовок статьи, все жду когда кто-нибудь напишет такую книжку. А то все: "азиатский депот", "азиатский депот"... Но тема гуманизма не раскрыта абсолютно. Вернее, раскрыта в ее примитивном понимании, где гуманизм=добро и красота. А ведь это совершенно определенная социально-политическая идеология (для XVI века новая и модная) которой, видимо, очень увлекался Иван IV. Один мой хороший знакомый как-то ошарашил меня мыслью, что ВСЕ ошибки и злодеяния Ивана Грозного носят гуманистический (буквально и без кавычек) характер! Приведу отрывок из его тезисов годичной давности: Суди сам, опыт опричнины не восточный, а западный, домениальный по своему духу. Недаром среди опричников было так много иностранцев. А вернувшись, они распустили слухи о восточном деспотизме Ивана Грозного. Да никакой восточный владыка бы не унизился до того, чтобы полемизировать со своим беглым боярином. Это типично западное поведение, Иван IV - один из первых практических (и очень неудачливых) макиавеллистов России, да и эта его неврастения, рефлексия... Да был бы Грозный классическим деспотом, ему бы все простили. Но он был именно "цивилизованным", "культурным" тираном и это повергало традиционно воспитанных русских людей в шок.
От себя добавлю, что европейский юридически-нормативный подход к действительности ему, скорее всего, привил в детстве небезизвестный Сильвестр. Это сейчас "Домострой" кажется нам образцом русского мировоззрения и бытоустройства. В XVI веке это была довольно модернистская книга, весьма мелочно РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ отношения между членами семьи. Это самый настоящий переход от благодати к закону. Вообще, члены "Избранной рады", видимо, были увлеченными западниками-гуманистами нетворческого типа (поэтому народ и не встал на их защиту после разгона). А вот Иван пытался создать некоторую оригинальную, русскую форму гуманизма, которая пугала своей чуждостью, как своих, так и иностранцев.
Тут и Ивана III есть за что упрекнуть. Видимо, жидовствующих до конца не выкорчевали, вот и пошли эти придворные увлечения. Двор Елены Глинской опять же... В общем, это никакое не "восточное варварство", а самое что ни на есть западно-гуманистическое.
Одним словом, ДАРЮ ИДЕЮ. Если кто-то из круга РЛ напишет книгу с заглавием, подобным данной статье, и серьезно по-лосевски подойдет к раскрытию темы грозненского гуманизма, тот перелистнет новую страницу в истории средневеовой Руси. Да и к пониманию современности это много прибавит.
|