Противники воссоединения разрушают идеалы Русской Зарубежной Церкви
- Николай Сахаров
23.09.2006 08:12
Итак, совершенно ясно наличие разномыслия среди иерархов РПЦЗ в отношении подписания «Акта о каноническом общении» с «Московской патриархией». Как минимум, три «зарубежных» архиерея (еп. Гавриил, Даниил и Агафангел) высказали свое «особое» и отличное от мнения Первоиерарха и остальных архиереев РПЦЗ мнение по этому вопросу. Необходимо ясно осознать, что многочисленные ссылки на «сергианство» и «экуменизм» МП уже не могут служить каноничным оправданием отказа от возстановления Церковного единства. В уже соборно согласованных «документах комиссий» ясно выражен, возможно и «формальный», но явный ОТКАЗ Иерархии МП от «сергианских» принципов отношения с гражданской властью и от самой Декларации 1927 года. ( http://russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/mat_documenti.html ) В них же однозначно осуждена и Ересь экуменизма, а Канонами Книги Правил запрещены лишь литургические действия и совместные молитвы с еретиками, а не смущающие нас совместные заседания, дискуссии и споры с ними в «одних стенах». Вспомним, что в подобных заседаниях с еретичествующими «латинянами» участвовал и Св. Марк Ефесский…
В связи с этим, наиболее обоснованной выглядит позиция епископа Агафангела, опирающаяся на три предельно ясных для любого «зарубежника» факта: 1. В соответствии с определениями Поместного Всероссийского Собора 1917-18 гг. Патриарх избирается Поместным Собором Российской Поместной Церкви. 2. РПЦЗ всегда СОБОРНО признавала и признает, что после 1918 года в РПЦ не собиралось каноничных Поместных Соборов. Исходя из этого, РПЦЗ всегда СОБОРНО не признавала каноничность избрания Алексия 2-го и его «советских» предшественников на Всероссийский Патриарший Престол, считая их лишь Первоиерархами одной из частей Российской Православной Церкви – «Московской Патриархии». 3. Полностью Каноничного Всероссийского Патриарха может избрать или утвердить лишь НОВЫЙ Поместный Собор уже ЕДИНОЙ Российской Церкви.
Ввиду того, что текст «Акта о каноническом общении» уже утвержден Архиерейским Синодом РПЦЗ и поддержан большинством Ее Архиереев, из данной позиции следуют лишь три возможных варианта развития дальнейших событий.
Вл. Агафангел и его сторонники: 1. Полностью признают решения архиерейского синода РПЦЗ и «примут их к исполнению»… 2. Заявят о своем непринятии данных решений и отделении от Архиерейского Собора, Синода и Первоиерарха РПЦЗ и переходе на дальнейшее полностью «самостоятельное существование». 3. Не разрывая церковного единства РПЦЗ, откажутся признавать Алексия 2-го каноничным Патриархом и будут, по-прежнему, возносить на богослужениях лишь имя митр. Лавра, считая «Акт» не соответствующим определениям Поместного Всероссийского Собора 1917-18 гг. Фактически, именно так и поступали в 20-е годы православные чада РПЦ, не согласные с указом св. Патриарха Тихона о переходе на «новый стиль» и катакомбные Иерархи, не разрывавшие общения со Св. митр. Петром (так и не лишившим прав своего заместителя несчастного митр. Сергия)…
Если трезво и безпристрастно оценить все три варианта, то становятся совершенно ясными все возможные перспективы их осуществления… Первый вариант слишком маловероятен из-за высокого накала «страстей» и «принципов» в вопросе объединения Российской церкви. Второй - будет лишь очередным уходом в РАСКОЛ, ввиду явного нарушения всех канонических правил и отделения от полностью каноничных Первосвятителя и Архиерейского Собора РПЦЗ. При этом будут так же полностью абсурдными любые ссылки на указ св. Патриарха Тихона за №362, т.к. его целью было именно возстановление Высших Инстанций Церковной Власти в разделенных фронтами или границами частях духовно и евхаристически ЕДИНОЙ Российской Церкви. Лично мне, третий вариант кажется единственно возможным для лояльной оппозиции. К тому же, как я уже указал, он имеет реальные преценденты в новейшей Российской Церковной Истории. Фактически же, он будет означать возникновение официального движения «непоминающих» в ограде уже единой РПЦ. Движения, имеющего совершенно конкретную и ясную цель – добиться полностью каноничного избрания или утверждения Патриарха единой Российской Поместной Церкви. Необходимо только помнить, что вся условная законность данного «Третьего пути» закончится с избранием или утверждением Патриарха всея Руси, на НОВОМ и уже полностью каноничном Всероссийском Поместном Соборе с участием Иерархов, клириков и паствы Зарубежной Церкви. Как бы то ни было, в ближайшее время мы все увидим, какой именно путь изберет «лояльная оппозиция» Синоду Зарубежной Церкви. Нам же остается лишь молиться о вразумлении наших часто излишне «зилотствующих» братьев во Христе и о милости и снисхождении Владык РПЦЗ к своим упорствующим в своем «особом мнении» собратиям и чадам… Помилуй нас Господь и Пресвятая Богородица!
|