Потерянная добродетель
- филоортодокс
19.12.2007 12:48
А вот еще о взглядах "авторитетного" историка Катрашева:
"А.В. Карташев поместил в 1922 г. во второй книге Сборника евразийцев "На путях" свою статью под заглавием "Реформа, реформация и исполнение Церкви" (С. 27-98).
В статье этой г. Карташев высказывает между прочим следующие суждения о Христианстве и Православии.
"Раскол старообрядчества унес из Церкви наиболее могучие волны церковной энергии. В Церкви осталось все равнодушное, примиренческое, неспособное массовым образом реагировать ни на деятельность иерархических верхов, ни на вопросы, выдвигаемые совестью отдельных религиозных искателей" (С. 41).- Приведенными словами автор характеризует состояние Русской Православной Церкви, наступившее с начала раскола и продолжавшееся до наших дней, так как дальше он указывает, что, по его мнению, для оживления Церкви необходимо освобождение подавленного церковного сознания.
"С освобождением подавленного церковного сознания перед русскими церковными силами откроется выход к новому творчеству, к такого рода начинаниям, которые я назвал бы уже переступающими грани простой реформы и возможными лишь в перспективе реформации" (С. 43). "Всё недвижимое и не творящее истории еще подвластно по инерции Церкви. Но, увы, все творческое, передовое, действительно увлекающее, чарующее, поистине господствующее, носящее на себе печать молодости и таящее в себе залоги будущего, не может поместиться в Церкви, и для исторического творчества ради человечества выходит из нее" (С. 58).- Христианству предъявляются историей мировые запросы, что явно превышает мыслимые возможности не только реформы Церкви, но и реформации, что может быть раскрыто и осуществлено только в связи с исполнением Премудрости Божией, возвещаемой в Церкви (С. 77). В настоящее время Церковь (Православная) своего положения не понимает (С. 82).- Здесь не моральное падение, но мистика Церкви, и преодолеть ее не сможет никакое обличение, а только глубокая мистическая же перемена в сознании Церкви (С. 84). Откуда же может придти и придет то новое в религии и в Церкви, откуда засияет тот новый догматический свет, который откроет перед Церковью новые пути и средства воздействия на мир и на историю? Оттуда же, откуда истекает и все в религии, из сердца человеческого, исполненного духом пророческим. Человеческое сердце, пророческое по преимуществу, вот вечный, неиссякаемый ключ всех религий и всякого религиозного творчества. Итак, в Церкви должно воскреснуть пророчество, этот внутренний источник подлинного обновления, новых откровений и истинного разрешения на движение (революционное) (С. 84-85).
Умерло бы пророчество,- пишет Карташев,- умерла бы и Церковь. Но пророчество живет, Церковь только проглядела, куда оно ушло, где Дух живет. Воздухом (пророчества) сейчас дышит все человечество внецерковное и внерелигиозное. Передав факел эсхатологии в руки внешней культуры, Церковь, увы, обескрылела под абсолютной властью священства, утратила радость буревестника, летящего впереди огня, палящего старую землю и старое небо.- Радости творческого разрушения и созидания в ней нет (С. 86-87).- Не иссяк источник пророчества. Он ширится и несется бурным потоком, выбившись из берегов Церкви по импровизированному руслу (С. 87).
Таким образом, по мнению г. Карташева,- Церковь Православная лишилась благодати, а эта благодать перешла в мир неверующий, но прогрессирующий в социально-революционном смысле слова"
|