Новые книги о черносотенцах и националистах
- Анатолий Степанов
09.09.2006 20:48
Уважаемый Владимир! Думаю, об идейном наследии русского консерватизма предреволюционной эпохи говорить вполне правомерно, хотя верно и то, о чем сказали другие участники дискуссии - крупные труды назвать затруднительно. Причина не в том, что не было людей способных к теоретическому размышлению и продуцированию идей. Такие люди были, можно назвать имена проф. А.С.Вязигина, публициста В.А.Грингмута, проф. В.Ф.Залеского, публициста Г.А.Шечкова, академика А.И.Соболевского, публициста К.Н.Пасхалова и др. Причина в другом - на повестке дня стояла главная задача - как сохранить в неприкосновенности устои русской жизни, а не как их реформировать. Поэтому, с одной стороны, на первый план выходили деятели с талантом организаторов, а не идеологов; с другой стороны, всякие попытки разрабатывать модели реформирования политической системы большинством правых отторгались. Кстати, может быть, поэтому прошла фактически незамеченной для право-консервативного лагеря фундаментальная книга Л.А.Тихомирова "Монархическая государственность". Пафос труда Тихомирова состоял ведь именно в том, что нужно срочно реформировать Самодержавие по открытому им рецепту. Однако серьезный вклад в развитие идеологии русского консерватизма правые предреволюционной эпохи все-таки внесли. Они существенно уточнили формулу русского консерватизма.
Слабым местом уваровской триады, как известно, был ее третий член "Народность" ввиду неопределенности этого понятия. Многие консерваторы обвиняли гр. Уварова в том, что он находился в плену немецкого романтизма и его "народность" есть ничто иное, как деревенские пастроли поэтов-романтиков. Некоторое основание для таких выводов, я полагаю, есть, гр. Уварову было свойственно своего рода народничество (впрочем, я отклоняюсь от темы). Так вот именно черносотенцы в своих программых документах сформулировали триаду как "Православие, Самодержавие, Русская Народность", придав ей необходимую четкость. Причем, я, к сожалению, не знаю, когда впервые появилась эта формулировка и кто был ее автором, но в программе Союза Русского Народа, основным автором которой называют совершенно неизвестного ныне Александра Иосифовича Тришатного и которая появилась в 1906 году, эта формула уже присутствовала. Я считаю, что это был серьезный прорыв в формулировке идеологии русского консерватизма, поскольку така формулировка отводила национализму адекватное место в православно-патриотическом мировоззрении. Сейчас, кстати, некоторые православные радикалы пытаются фактически пересмотреть эту классическую формулировку.
|