Объединение или разъединение?
- Анатолий Степанов
07.09.2006 03:06
Уважаемый владыко! Постараюсь кратко пояснить смысл редакционного предисловия. Буду предельно откровенным. Дело в том, что у православной общественности России (тех, кто следит за ситуацией с воссоединением нашей Церкви) сформировалось твердое убеждение, что именно Вы являетесь главным противником этого процесса. Ваша формула "не надо торопиться" - на деле ведет процесс воссоединения в тупик. Знаете, был такой немецкий социал-демократ начала ХХ века Эдуард Бернштейн, который придумал афоризм "Движение - всё, конечная цель - ничто". Создается впечатление, что Вы и Ваши единомышленники взяли этот афоризм на вооружение.
Разумеется, Вы не выступаете на словах против воссоединения. Но при этом выдвигаете такие условия, которые в нынешней ситуации торпедируют процесс. Причем, условия фактически надуманные.
Несомненно, экуменизм - страшная пагуба. И мы в России никогда не забудем, что во многом благодаря Зарубежной Церкви его угроза была преодолена у нас в господствующей Церкви. Именно преодолена. Нет теперь этой угрозы. Конечно, остались у нас экуменистически настроенные священники и архиереи, их все знают, но никаких совместных богослужений, экуменических молебнов нет. Главное - переменилось настроение в Церкви. Православные в России это видят и чувствуют.
Поэтому, Ваше требование выхода из ВСЦ нельзя смотреть иначе как на уловку для торможения процесса воссоединения. Так ли уж это необходимо? Ведь членство в ВСЦ позволяет принимать участие в решении международных проблем. Правда, Вы считаете, что нашей Церкви не надо заниматься такого рода деятельностью, а следует просвещать народ. Думаю, однако, одно другому не мешает.
И тут не могу не сказать о том, что вызвало у меня улыбку в Вашем интервью. Оказывается, Вас в Америке возмущает, что Святейший Патриарх поздравляет лидеров коммунистических Вьетнама, Северной Кореи и Кубы. Так Святейший и Буша поздравляет, и лидеров европейских держав. А корейцы, вьетнамцы и кубинцы, между прочим, стремятся развивать с нашей страной дружеские отношения, власти этих стран готовы сотрудничать и с нашей Церковью. Почему же нам их отталкивать. Только ли потому, что они враждебны Америке? Так и хочется посоветовать Вам, дорогой владыко, не читать американских газет, как советовал в свое время профессор Преображенский Борменталю не читать советских.
Улыбку вызвали и Ваши "социологические открытия". Причем, судя по реакции участников форума-зарубежников эта "социология" у вас, в зарубежье, вызывает доверие. Откуда Вы взяли цифру меньше 2 проц. посещающих храмы у нас в стране? Кто это сосчитал "посещающих"? Насколько мне известно, социологи (отнюдь не церковные, а вполне светские) измеряют два показателя: 1) люди, идентифицирующие себя, как православные; 2) люди церковные (два и более раз в неделю участвующие в богослужениях, регулярно участвующие в церковных таинствах, причащающиеся не реже 4-5 раз в году, соблюдающие посты). Так вот первых в России по данным социологических опросов - до 80 проц., а вторых 5-7 проц. (некоторые службы дают даже цифру - 10 проц.). У Вас в памяти, видимо, осталась цифра пятнадцатилетней давности.
Честно скажу, прискорбно читать и про пресловутую декларацию митрополита Сергия. Какого еще покаяния Вы ожидаете от нас? Зачем Вы бередите эту боль, нашу общую бол?. Да и какое право имеете Вы, зарубежники, судить тех, кто не сбежал за границу, остался в России. Страдал вместе с русским народом. Вам должно быть знакомо имя князя Н.Д.Жевахова, последнего товарища обер-прокурора Св.Синода. Может быть Вы знаете, что у него был брат-близнец Владимир, в иночестве Иоасаф, священномученик, епископ Могилевский. Они были практически в равных условиях, оба занимали видные посты в царской администрации, оба стояли во время гражданской войны перед выбором. Николай - бежал, Владимир - остался. Первый умер в лагере для ДиПи, второй принял мученическую кончину в России и теперь предстоит перед Престолом Всевышнего, молясь за наше Отечество и наш народ. Для меня его подвиг выше, хотя я с пониманием отношусь к бегству Николая, написал очерк о его жизни, молюсь о упокоении его души. Между прочим, священномученик Иоасаф всегда был твердым сторонником курса митрополита Сергия. Не пора ли вам в зарубежье оставить в покое митрополита Сергия, который делал, что мог, в тех страшных условиях и заняться совместно с нами возрождением нашего страждущего Отечества?!
Удручает, что Вы и Ваши единомышленники не понимаете, что таких благоприятных условий для воссоединения нашей Церкви в дальнейшем может и не быть. Вы прекрасно знаете, что процесс воссоединения инициирован президентом Владимиром Путиным, который уйдет со своего поста в 2008 году. И неизвестно как будет новый правитель России относиться к этому великому делу. А сели не будет власть подталкивать этот процесс, он может вполне и вовсе остановиться, ибо претензий друг к другу накопилось великое множество, взаимное недоверие огромное. К тому же, Вам прекрасно известно, что процесс воссоединения породил немало трудностей для нашей Церкви в общении с другими православными Церквями, что нужно учитывать.
Многие в России (и Ваш покорный слуга в том числе) много надежд на изменение внутрицерковной ситуации связывают именно с объединением нашей Церкви, надеясь, что это станет толчком в духовному возрождению Отечества. Именно поэтому, владыко, вызывает сожаление и скорбь Ваша позиция. Простите за многословие. С уважением гл. редактор РЛ Анатолий Степанов
|