Новые книги о черносотенцах и националистах

  • Г.Кремнев     05.09.2006 09:35

    Небольшое замечание и большая (поневоле!) цитата.
    Думаю, что не ошибусь, утверждая существенную близость иделогических и политических позиций Столыпина и П.Б.Струве (в 1907-17 гг.).
    Если эта моя параллель "работает", то хотел бы напомнить, что именно как "либеральный консерватизм" охарактеризовал политическую философию "позднего Струве" его современник и первый биограф - С.Л. Франк. Причем, сам этот оксюморонный термин он сознательно заимствовал из пушкиноведческих штудий... самого П.Струве.
    Так что, я бы не отказывался "сходу" от подобных (хотя и "не всегда удобных") терминов: ведь оксюморонность здесь глубинная, отражающая суть мiровоззрения (НЕцельного, хотя, возможно, и НЕ эклектичного).
    -----------
    А теперь большая цитата (прошу заранее прощения):
    Вот какие разговоры велись в Оптиной пустыни вскоре после убийства Столыпина (ноябрь 1911 г.):
    "Однажды, беседуя и наставляя на путь правый, Старец о. Варсонофий спросил иеродиакона Варсонофия: “Что ты думаешь о Царствовании Императора Александра III-го?” Последний ответил: “Думаю, что во время сего Царствования враги России заварили кашу, которую приходится расхлебывать его Сыну — Николаю Александровичу”.
    Тогда о. Варсонофий сказал: “Нет, Господь воздвиг Царя Миротворца для того, чтоб Россия и русский народ в этом благодеянии познал попечение о них Промысла Божия, и чтоб народ чрез сии благодеяния приближался к Богу, — но народ русский удалялся от своего Благодетеля. Посему Господь отнял Великого Царя от России и дал Царство в руки другого, не столь могучего и сильного духом. Но не он виноват в этом, а народ удаляющийся от Бога. Он виновен постольку, поскольку сам удалялся от Бога в сердце своем.
    Его вина первая в том, что Он по докладу П.А.Столыпина и по соизволению Митрополита Антония дозволил выстроить идольский храм в столице тех Государей, предки коих разоряли сии храмы. Вторая вина в том, что с одобрения сих же лиц он дозволил привезти в столицу идола. Царь был как бы выразителем народа, уклоняющегося сердцем от Бога к бездушным идолам. Вот поэтому-то охладеет любовь и вспыхнет великая война, которая не успеет еще кончиться, как начнется междоусобная война и всякие смуты. Царя низложат и предадут всяким поруганиям, и ему придется омыть свое прегрешение пред Богом — своею кровию, как омыл П.А.Столыпин. Тяжелые времена настанут тогда, но до этих времен я не доживу. Ты же, обращаясь к о. иеродиакону Варсонофию, старец Варсонофий Оптинский с плачем говорил, доживешь и увидишь” // Россия перед Вторым пришествием. СПб., 1998. 3-е издание. Т. 1. С. 411–412.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика