Список книг, рекомендованных для детей, рекомендованных с осторожностью и вредных для них
- Рогозянский
23.11.2007 10:03
То ли анекдот, то ли случай из жизни. В школе проходят "Анну Каренину". Из класса стандартное нытьё: "Зачем это нам?" Учитель, также стандартно, особо не задумываясь: "В жизни пригодится..."
Отец Георгий, Вы же как опытный родитель и пастырь должны понимать разницу между "сдать" что-л. в рамках школьного курса и пиититизированным прочтением и разбором. В школе нужно благополучно "сдать" и всё. Вместо того, чтобы помогать нагонять пафос великих писателей, героев времени и непреходящего значения. В школьном возрасте, еще поделюсь, я исправно перечитывал не только программные произведения, но и рекомендованные, хрестоматии. Не на общем уровне, как говорили "русички", писал сочинения. Тем не менее, что-н. понял из "большой литературы" значительно позже, уже после армии в 21 год, когда перепоступал из технического на филологический. Прочел заново программу и поразился, насколько поверхностным и взятым с чужих слов было мое школьное восприятие. А насчет "прежде самостоятельного взрослого решения светская школа уже сформирует из ребёнка того, кто нужен хозяевам жизни" - так в этом, Вы правы, вся соль. Выше я многократно пытался показывать, что проблема данного форума - это отсутствие твердого понимания: "список книг, рекомендованных"... Для чего собственно "рекомендованных"? Каким образом мы понимаем роль книги? Понимаем по-разному, подчас фантастически. Хотя, отталкиваясь от этой разновеликой и разномастной базы, намерены дело представить так, будто всё уже ясно, и можно обсуждать конкретные имена и названия. Таким образом понимается нами вопрос, в частности, будто знакомство с литературой обязано сформировать, уберечь, разрешить вопросы, нивелировать негативное школьное влияние. Разумеется, это преувеличение. Чтение литературы в педагогическом смысле само представляет проблему. В положительном смысле "проблему", но все же. Для того, чтобы в книгах ребенок не встретил, извините, тех самых "неутолимых трахалок из Пентагона" - извольте, с подобной задачей мы справимся. Третий список можно будет со спокойной совестью удалить из дома, а на чтение всего, что туда не попало, смотреть философски. Как я уже говорил: "Ну, взялся читать - пусть читает, ничего страшного". Без особого упора на это и пиитета. Отыскать же книги, которые переборют школьное влияние и внушат детям устойчивые христианские убеждения или, по крайней мере, выведут их на другой и более высокий уровень культуры, вряд ли получится. Даже при ассистировании взрослых детскому чтению (см. выше, про 21 год и перепоступление на филологический). Нам не поддастся не только эта, а даже половинная задача: определить второй список. Потому что рекомендовать "с осторожностью" придется всё, без исключения всё. Заминки, возникшие на форуме, с Тургеневым, "Робинзоном" и прочими свидетельствуют как раз об этом. Книга - это по существу своему очень условная форма. Парадокс, но даже чтение Священного Писания нельзя рекомендовать без ограничений. Тем более детям. Не лишне подумать: отчего христианство не стало религией Книги, даже Книги по-настоящему Великой, Божественной? Отчего такое большое значение в нем получило Предание, т. е. Контекст? И отчего все попытки принизить последнее, повысив значение первого, Книги, приводят к серьезному искажению смысла? Я думаю, настоящий форум привлек больше всего людей библиофильского склада и, как всегда в таких случаях, меж увлеченными пошел разговор "о своём". Нужно вернуться в общий контекст, а именно: что с воспитанием? И, не складывая всего в одну корзину, проблему школы рассматривать прямо и по существу: "что делать, если школа, чем дальше, тем больше "гадит"?" Проблему культуры рассматривать по существу: "какая культура, не отвлекая в эмпиреи, способна составить сегодня реалистично-деятельную основу в противостоянии мирскому влиянию?" И книги, будучи освобождены от бремени излишних упований и облегченно вздохнув после этого, займут наверняка своё место в данной работе.
|