Новые книги о черносотенцах и националистах
- Анатолий Степанов
03.09.2006 02:05
Уважаемые Игорь Евгеньевич и Григорий Борисович! Позвольте мне принять участие в Вашей весьма своевременной и полезной дискуссии об изводах славянофильства и монархизма. Я немного занимался этой проблемой, работая в свое время над диссертацией по теме "Идеология русского консерватизма" (оставшейся, увы, незавершенной).
Полагаю, что некоторой ясности в вопросе об "изводах славянофильства" можно достичь, если применить забытый ныне и сильно опороченный марксисткой схоластикой принцип историзма. Славянофильство было исторически развивавшейся системой взглядов. Думаю, что правильно говорить о трех этапах развития или если угодно трех изводах славянофильства.
Первый: раннее славянофильство эпохи царствования императора Николая I. Это прежде всего братья Киреевские, Хомяков, К.Аксаков, отчасти Ю.Самарин. Если попытаться определить их систему взглядов, я бы назвал ее "синкретическим консерватизмом", ибо в раннем славянофильстве содержались все интенции дальнейшего развития русской консервативной мысли. Можно сказать, что из "раннеславянофильской шинели" выросли и Данилевский, и поздний (консервативный) Катков, и отчасти Леонтьев, и Победоносцев, и черносотенцы, и националисты, но и народники, и даже октябристы с кадетами. Между самими идеологами славянофильства было мало общего, особенно между глубоким Иваном Киреевским и пылким Константином Аксаковым. Пожалуй, что их связывали три вещи: стремление осмыслить судьбу России с позиций патриотического миросозерцания (позиций любви к России); общность происхождения (москвичи, как следствие - критически относившиеся к "мертвящему духу петербургской России") и общая эпоха. Когда говорят о либерализме или консервативном либерализме (я вообще не понимаю как может быть либерализм консервативным?) ранних славянофилов, это - натяжка. В том смысле, что тогда все были отчасти либералами, точно также как к концу советской эпохи почти все были в той или иной степени оппозиционерами. Они были либералами в отношении власти ("петербургской власти, исказившей подлинное лицо России"), но в содержательном смысле были консерваторами, правыми. Глубоко символично, что три корифея славянофильства (И.Киреевский, Хомяков и К.Аксаков) умерли почти одновременно, до отмены крепостного права, т.е. до наступления новой эпохи.
Второй этап: славянофильство эпохи царствования Александра II и отчасти Александра III. Это И.Аксаков, Данилевский, отчасти Достоевский, Фадеев и др. меньшего калибра идеологи и публицисты. Именно их обличал Леонтьев в либерализме, "розовом христианстве". И справедливо обличал. Славянофильство этого извода сделало серьезный шаг навстречу либерализму, во многих вопросах смыкалось с народничеством. Достаточно внимательно посмотреть оглавление знаменитой "России и Европы" Данилевского, чтобы увидеть, что это - труд, излагающий национал-демократические взгляды. На первом месте у него не Православие, а Народность (Славянство), а Самодержавие и вовсе исключено из формулы "русской триады".
Наконец, третий этап или извод: постславянофильство, или славянофильство эпохи царствования Царя-Мученика Николая. Это славянофильство эпохи, когда, по удачному выражению Эрна, "время начало славянофильствовать". Когда вполне славянофильские идеи мог отстаивать, к примеру, кадет Милюков (проливы и Константинополь), который, кстати, был участником славянских съездов. Таким славянофилом был и вл. Андрей (князь Ухтомский) со всеми его мировоззренческими "странностями". Когда все стали славянофилами, не стало надобности в крупных фигурах, поэтому славянофильство этой эпохи представлено мелкими публицистами, типа Шарапова, Н.Аксакова, Романова (Рцы), которые нередко солидаризировались с октябристами и кадетами.
Такая схема, думается, помогает понять идейные истоки и заимствования, политические альянсы разных партий и движений кануна революции. Может она быть полезной и для анализа современного идейного состояния патриотического движения. Разумеется, схема работает только в условиях понятийной определенности самого термина "славянофильство". Это важно заметить, поскольку предпринимались попытки его расширительной трактовки, напр., покойным В.В.Кожиновым. Но если понимать под славянофильством патриотическое начало в истории русской мысли, то славянофильство теряет смысл, как научный термин.
|