Список книг, рекомендованных для детей, рекомендованных с осторожностью и вредных для них
- Рогозянский
19.11.2007 17:20
Я никого не клеймил и "бедным" не называл. Хотя, с другой стороны, что тут такого: бедные мы, бедные...
По существу же, знаете, отец Георгий, вот мы сейчас привыкли относиться к СМИ с большим разбором. А было время, люди считали, что всё из телевизора и газет имеет официальное, чуть ли не вселенское значение. Увидали что-то про ваучер, прочитали про жутко доходные %% - значит, так оно и есть, по-другому быть просто не может. Или Кашпировский: его же глядели на безальтернативной основе, по решению партии и правительства! Книжность как общественный феномен, конечно, не настолько груба и навязчива. Но и это - из проходящего. Того внутреннего замирания, трепета при выпытывании у книги ответов на вечные вопросы нет и больше не будет. Как хотите, к сожалению или на счастье. В соответствии с общей тенденцией книга десакрализуется, теряет ту отчасти оправданную, отчасти же мистифицированную культурную роль, которую она играла в мире модерна, обществе "поступательного развития", "овладения силами природы", "стремления к лучшему, справедливому завтра". Она превращается в утилитарную вещь, от которой заимствуются либо информация, либо удовольствие. Ничего кроме этого, если не иметь ввиду конечно какого-нибудь эстетства, романтизма, интеллектуальной рафинированности и прочих лунатико-психотических аффектов. Мы, разумеется, можем думать об этом по-своему: вспоминать, как в свое время "росли на книгах", читали тайком от родителей по ночам и пр. В моем детстве это также все было. Но, во-первых, при всех плюсах я не чувствую конечной правды своего воспитания. Мне кажется, я очень противоречиво и сложно воспитан. Быть христианином со всем этим "благоприобретением" очень и очень непросто. Во-вторых же, настаивая на "том" отношении к книге, постоянно педалируя тему и настаивая по сути на сверхценности чтения, мы уже не можем рассчитывать даже на то относительно благополучную реализацию книжных сценариев и "багажа знаний", которая была возможна в советское время. Книжность испорчена, она не имеет единого контекста и цели в себе. Настроив детей просто "любить книгу", мы, хотим этого или нет, подключим его ко всему современному книжному универсуму, запустим внутри крайне запутанный процесс окольной самоидентикации через начитанность, книжную компетентность, Умберто Эко и Макса Фрая, очередных "гениев" или "классиков современности". В том, что нм удастся надежно научить ребенка любить книгу и делать это с разбором, позвольте засомневаться: тут необходим опыт, который никаким советом и предупреждением не заменить. Общее мое резюме будет следующее. Литература для младшего возраста: сказки, рассказы, стихи - почти всегда несет в себе долю условности, игры, знаковой и ценностной свободы, и потому служит фактором общего развития. Более развернутые и серьезные книги мало-помалу начинают "прессовать" читателя, понуждают против воли и опыта входить в резонанс, ангажируют позицией и взглядом писателя, что для детского возраста почти всегда оборачивается некритичным восприятием, штампами, пассивной позицией, мечтательностью и, в итоге, личностной деформацией. Предел допустимого реализма, с моей точки зрения, - это рассказы С. Носова. Дальше желательно отказаться от чтения как основного средства, спрятать его на второй план и акцентировать воспитание по другим, более наглядным и практическим жизненным линиям. Если удастся - прекрасно. Там, где чтение не является отдельной составляющей, культом, а разбавляется жизнью, прямым общением с родителями и научением, не обязательно переживать и решать вопрос о плюсах и минусах каждого конкретного "Робинзона Крузо". Прочитал ребенок промежду прочим - ну, ничего страшного! Делу время, потехе час. Тотчас после прочтения возвращаемся в "здесь и сейчас", а не болеем и не бежим на необитаемый остров. Художественной реальности опять-таки следует предпочесть реализм здешний, всамделишний: книги прикладного, познавательного плана (я в детстве, к примеру, из рук не выпускал изданий по археологии и астрономии). С "большой литературой", тем паче классической я бы вообще рекомендовал повременить, до самостоятельного, взрослого решения.
|