Школьное образование: право или повинность?
- Дементьев
14.08.2006 23:05
Интересный и обоснованный взгляд на серьёзную проблему. Остаётся вопрос: насколько страшна обязанность или повинность детей получать образование? Если изучить российское законодательство, можно убедиться, что получение образования и получение паспорта исчерпывают набор обязанностей, возлагаемых государством на своих юных граждан; для юношей есть ещё специфические обязанности, связанные с подготовкой и прохождением военной службы, но об этом уже сказано. Обращает на себя внимание диспропорция между этими обязанностями и всей совокупностью прав ребёнка, закреплённых несколькими десятками норм. Очевидно, что юный гражданин в современном обществе должен усвоить в процессе социализации некоторые представления о правах и обязанностях. С правами дело обстоит терпимо (есть методики, есть учебники), но вот с формированием представлений об обязанностях перед семьёй, обществом, государством, окружающим миром природы дело пущено на самотёк. Причём не только в отношении обязанностей, предписанных правом, но и в отношении моральных обязанностей. Может быть, элита нуждается в формировании конформистов, обременённых одной только гонкой потребления? Такой взгляд, кажется, не противоречит мысли автора. Но предписание обязанности не всегда играет отведённую элитой роль. Повинность может стимулировать протест. Важно лишь, чтобы вовремя рядом с ребёнком оказались те, кто мог бы помочь преобразовать протест против «автоматизирующего конформизма» в созидательную жизненную стратегию. Это может быть Церковь или какие-то другие общественные институты (даже в самой системе образования – дополнительного, к примеру, в котором могут быть заняты творческие и харизматичные люди, бегущие от госстандартов общего образования). Так общество может дополнить государство в формировании полноценной личности. С возрастом мы понимаем, что лучшие или по крайней мере значимые для нас учителя – далеко не всегда те, кто был с нами ласков. Иногда те, кто был суров с нами, обучали нас большему. Диалектика. Иными словами, многое в школе очень зависит от личности учителя, от тех самых «субъектов гуманитарной инициативы». Но фигура всегда нуждается в фоне. Помните фильм «Общество мёртвых поэтов» (голливудская продукция, кстати)? Герой Робина Уильямса явно работал не в интересах общества потребления. Но не будь этой удушающей среды, заботливо созданной его коллегами, - чего стоили бы тогда его «инновационные» методики?
|