Кино о совести
- Алексей Филонов
09.11.2007 13:57
Моменты для сомнения есть, и они разбираются присяжными по ходу развития сюжета. Ради разрешения этих сомнений устраивается ими целый "следственный эксперимент", в котором подробно устанавливается, что свидетельство старика - липовое. И точно также присяжные разваливают версию свидетельницы, по своему заинтересованной в виновности чеченского парня. И далее выясняются причины, из-за которых могли убить русского офицера те, кому он реально мешал. Вот вам моменты для сомнения. Что же касается совести, то именно она постепенно и пробуждается у этих "дилетантов" (кстати, присяжные - дилетанты по определению, их не выбирают из числа профессиональных судейских), пробуждается благодаря тому самому переживанию "каких-то своих, личных неразрешимых проблем". Когда человек начинает думать о своих грехах, тогда только он начинает человечнее смотреть и на другого человека. "Кто из вас без греха пусть первым бросит камень...". То, что за отправную точку сюжета взята версия "чеченского следа" - очень верное решение режиссёра. Давайте спросим себя - каждый здесь на форуме - мы ведь тоже, пожалуй, в чём-то похожи на этих присяжных в своём отношении к "чеченцу". Фильм и направлен на то, чтобы мы в каждом отдельном человеке ("чеченце") видели прежде всего Человека, а не "чеченца". И наконец, о "запущенной пуле". А с чего бы этим людям, будь они просто равнодушными эгоистами, принимать эту "пулю"? Уломали бы несогласного (он, вроде бы, и готов был на это), да разбежались бы по своим углам, и не родилось бы никакое другое мнение. Но вот, однако, один человек, который не просто "пулю" подбросил остальным, а ПОМОЛИЛСЯ перед этим присяжным заседанием, и подвигнул - С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ - всех прочих собственной совести навстречу... Между прочим, в суде была не просто "одна эмоциональная установка" - там была целенаправленная попытка повернуть следствие и суд по ложному пути, именно: засудить невиновного, - это же ясно из сюжета! В том-то и правосудие, что на смену лжи проступает правда, и добиваются её люди, которые эту правду видят через себя самих. а не через законническую версию.
|