Совместная служба с англиканами в Санкт-Петербурге
- Александр Колышкин
29.11.2012 17:23
Уважаемые Валерий З. и Николай Дашков! Вам, должно быть, небезызвестны некоторые каноны Православной Церкви, касающиеся общения верных с еретиками. Думаю, что столь образованные люди, как вы, не раз их перечитывали на досуге. Тем не менее, напомню их вам - для порядка.
"Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен" (10-е Апостольское правило) "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви - да будет извержен" (45 Апостольское правило). "Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными" (46 Апостольское правило) "Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий" (6-е правило Лаодикийского собора). "Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем" (33-е правило Лаодикийского собора).
Написаны эти каноны святыми отцами, и как простецам, так и ученым, известны. Почему же вас удивляет то смущение, в которое приходят верующих от таких молитв с англиканами и приветствий на амвоне? Скажите, что каноны эти «устарели», не стоит их понимать буквально, что всё это от нашего невежества и прочее. Что ж, не стану спорить, невежества сейчас хватает везде, но зачем же тогда лукавить и говорить, мол, «где это написано», дайте «мне хоть один авторитетный источник» и т.д. Источник есть – правила св. отцов Церкви. А вот действуют ли они в нашей Церкви, как их вообще понимать и применять – вопрос другой, который и можно было бы честно и открыто обсудить. Предвижу, что вам найдётся, что мне ответить. И каноны вы растолкуете, как надо, и невежественных прихожан этого несчастного храма (да и форумчан РЛ), справедливо обличите в незнании азов православной веры. От этого ли нам печалиться. Нет, во всей этой истории неприятно другое – и настоятель упомянутого деревенского храма, и вы, Валерий, и вы, Николай, нисколько не смущаетесь от общения с англиканами, ни от молитв с ними или в их присутствии. Вот казалось, вам и карты в руки – организовали бы (раз уж в этом есть прямо-таки наивысшая необходимость нашей Церкви) некую миссию среди англикан, собрали бы к себе на приход всех сочувствующих вам, и уж тогда приглашали своих английских друзей. Так ведь нет же, на молитву этих англикан тащат не к вам на приход и даже не в дом к сердобольному отцу настоятелю, а почему-то именно в тот самый деревенский храм, где для молитвенного общения собираются эти самые невежественные и ревнивые мужики, да бабы. Более того, судя по опубликованному документу, настоятель храма сам проявляет при этом инициативу и заблаговременно просит вл. Илариона о том, чтобы именно к нему приехала английская делегация. С верующими он этот вопрос, надо понимать, не обсуждал, а если обсуждал, то их реакцию мог предвидеть с самого начала. А после всего этого – мнимое удивление и непонимание, что за шум, какое такое смущение. Дорогие, Валерий и Николай, избавьте ваших немощных братьев и сестер от искушения – возьмите на себя молитву с англиканами. У вас это объективно лучше получится, остальным, видимо, просто не дано.
|