Царским путём
- Сергей Федоров
18.08.2011 17:51
Уважаемая редакция, мне бы очень хотелось обратиться через вас к жителям Москвы, Крюково-Зеленограда с предложением обсудить идею одну из новых улиц Зеленограда назвать в честь профессора Зволинского, инока Никиты (1906 -1995г) , уроженца Крюково. Часть усадьбы Шмидтов-Зволинских с барским домом, которому больше ста лет, и мебелью XIX века сохраняется до сих пор, в этом доме живут потомки Зволинских, сохраняя историю рода. Мать Никиты Изабелла Шмидт была математиком, отец дворянин, преподаватель Русской словесности, офицер царской армии, прошедший две войны, и офицер Красной армии в гражданскую, идеальный персонаж для Михаила Булгакова, который летом 1926 года посещал дом Зволинских, подолгу копаясь в книгах на чердаке и беседуя с хозяевами. Булгаков и Любовь Белозерская жили в соседней деревне, у родственницы Зволинских. В 1937 году Вячеслав Александрович Зволинский был обвинен в контрреволюционной деятельности и в 1942 году расстрелян, а в 1955 году реабилитирован посмертно. Родители дали детям Никите и Матвею блестящее домашнее образование, но в Никите рано проявились математические способности, он знал три языка, занимался музыкой, литературой, был неотразимым молодым человеком, тем порзаительнее было его решение в 19 лет посвятить себя монашеской жизни. В 1927 году в годы гонений на Церковь он поступает послушником в Высоко-Петровский монастырь в Москве, где подвизается вместе с будущим патриархом Пименом. А родной брат Никиты становится председателем колхоза и коммунистом. После разгрома общины Высоко-Петровского монастыря, и арестов духовников, Никита решает, что идти монашеским путем без руководства духовника нельзя, задумывается о стезе профессионального пианиста исполнителя, однако отвергает эту возможность поскольку гениальным пианистом себя не считал, и посвящает себя науке. Поступает в Московский университет на мех. мат., откуда его через два месяца изгоняют за происхождение, вместе с группой других студентов. В газете Комсомольская правда появляется статья "Пролезли сквозь щели" вместе с карикатурой на студентов, где Никита был изображен с крылышками, перелетающим через университетский забор.(Карикатуристы предсказали ему монашеский Ангельский чин) Никита лишен возможности учиться в вузах, но благодаря академику Лузину и академику Лейбензону становится "поставленным" ученым и перед войной защищает кандидатскую диссертацию. Он лидер группы молодых ученых, которые впоследствии станут академиками Ишлинский, Седов. Он ученый секретарь семинаров Чаплыгина в ЦАГИ, и только начавшаяс война спасает участников этого семинара от репрессий. С начала войны его высылают в Сибирь в Колпашево, и только прибытие в Колпашево педагогического института спасает его от голодной смерти, он читает лекции, за что получает продовольственные карточки от института. В это время немецкие войска стоят в Крюкоково, в доме Зволинских размещается немецкий штаб. По дому бьет артилрия Красной армии , но снаряды снесли только угол крыши. Домочадцы молятся. Однако немцы никого из обитателей дома не тронули, и так же внезапно исчезли через десять дней, как и появились. Изабеллу Шмидт забирают в отдел НКВД, однако потом отпускают. Рассказывают, что, когда следователь задал ей вопрос: "А как вы относитесь к советской власти? , - она ответила- А как мне относится к власти, которая отняла у меня все, любимого мужа, искалечила мою жизнь?" Такое отчаянное бесстрашие поразили следователя, он понял, что Изабелла не сотрудничала с немцами. В 1944, реабилитированный академик Лейбензон вызволяет Никиту из Колпашево, добившись его вызова в Москву. В 1944 году О.Ю. Шмидт пригласил его на работу в Институт теоретической геофизики АН СССР, впоследствии Институт физики Земли. Никита преподает в артиллерийской академии. Впоследствии выяснилось, что начальник кафедры полковник Чибисов был тайным монахом, он оказался предшественником Никиты, его отпевали в монашеской мантии. В 1946 году Никита обретает своего духовника о.Иоанна Крестьянкина, у которого окормляется более сорока пяти лет. В этом же году находит преподавателя игры на фортепьяно,вернувшегося из советских лагерей композитора Пантелеймона Ивановича Васильева, ученика Танеева и друга Н.К. Метнера, их союз учителя и ученика продлился тридцать лет, до смерти Васильева. Страстью всей жизни Никиты Вячеславовича был мотоцикл, он изъездил всю Европейскую часть России. В начале пятидесятых Никита участник комплексной экспедиии на Северный полюс. На полюсе пробыл несколько недель. Он защищает докторскую диссертацию, преподает в Физ.Техе. создает целую школу из учеников, в их число входит диссидент Подъяпольский. Когда учеников изгоняют из института по политичесим мотивам, покидает институт. Отказывается сотрудничать с КГБ, ему предлагали писать отчеты о положении в Церкви. Оказывается среди ста ученых подписавших письмо в защиту Есенина-Вольпина. Открыто высказывается в поддержку Солженицына.Все это приводит к тому, что на выборах в член.коры. Академии наук, его выдвигал академик Ишлинский, его кандидатура была забаллотирована. Однако он продолжает заниматься военными разработками, контактируя с адмиралом Балтийского флота. Он заместитель директора институита проблем механики академика Ишлинского. Возглавляет международный семинар по проблемам механики. Занимается цунами. В 1987 году Никита Вячеславович Зволинский по благословению архм.Иоанна Крестьянкина тайно принимает монашество. Его постригал в Рязани архм. Авель Македонов. Инок Никита "женат", продолжает заниматься наукой, за два дня до смерти он делает какое-то открытие, которое передает своему ученику Гвоздеву, и никто не догадывается, что профессор Зволинский семь лет был тайным монахом. Только за два года до смерти он прекратил занятия музыкой, пальцы не слушались. Когда он спросил архм. Иоанна, надо ли рвать с музыкой, о.Иоанн ответил, что рвать ничего не надо, все должно произойти естественно и органично, и что хорошая музыка приближает к Богу. Умер инок Никита 5 сентября 1995 года. Коллеги, родственники, друзья были потрясены увидев его на отпевании в монашеском облачении. Инок Никита следил за политической жизнью в стране, видя в Горбачеве скрытого диссидента, полагая что главная политическая задача того времени была в том, чтобы КПСС была ликвидирована. Однако не считал возможным ставить во главу угла служение государству, полагая, что служение даже православному государству может перейти в поклонение ему, а это уже идолопоклонство, то есть поклонение себе самому, но в другом лице. Замечал, что святые отцы нигде не пишут о любви к Родине, их творения посвящены отношениям Бога и человека, и обретение святости главная задача человека. Эти мысли были изложены им в статье, которая после его смерти была опубликована в разных журналах, в том числе и "Наука и технология в России" за 1997 год, целиком посвященного памяти ученого. Будучи знаком с Никитой Вячеславовичем Зволинским больше двадцати лет, я написал воспоминания о нем, которые в 2010 году были опубликованы в интернете в журнале Кремлинолог это "Инок Никита Зволинский" http://www.proza.ru/2009/03/14/110, а так же "Крюковские посиделки" http://www.proza.ru/2009/10/03/97 Думается, что наличие в Зеленограде улицы профессора Зволинского, было бы достойным почитанием памяти ученого инока, а также проповедью нравственного идеала.
Сергей Федоров (В интернете Федоров-Мистик)
|