Новый год и русский календарь
- Михаил Чернушенко
16.01.2011 00:02
Папа Григорий XIII ввел свой календарь 5 (15) октября 1582 г. по ходатайству иезуитов с одной целью: перехват инициативы в ходе борьбы с протестантами во время Контрреформации.
Никакого интереса астрономов к календарной реформе с точки зрения науки не было и быть не могло, потому что астрономам известно, что есть не один "астрономический год", а по меньшей мере два. В астрономии время, за которое Земля оборачивается вокруг Солнца и возвращается в ту же точку относительно звезд, называется сидерическим (звездным) годом, а год, измеряемый промежутком между, скажем, двумя весенними равноденствиями или двумя летними солнцестояниями – тропическим. Тропический год короче сидерического примерно на 20 минут. Год юлианского календаря, то есть 365 1/4 дня, длиннее тропического и короче сидерического, причем он чуть ближе к сидерическому году, а не к тропическому.
Поскольку дело касается не только и не столько астрономии, сколько вещей церковных, духовных и идеологических (ведь Папа Римский его почитателями считается главой Церкви), то неплохо было бы учесть и то, что на эту тему известно из Библии, а именно, из книги Бытия (1:16-18): “И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и ЗВЕЗДЫ; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы”, и “для знамений, и времен, и ДНЕЙ, и ГОДОВ” (1:14).
Григорианская же реформа полностью отказала звездам в каком бы то ни было значении для счета времени, редуцировав его просто до измерения длины тени на земле, т. е. приблизительно подогнав среднюю длину календарного года под длину года тропического за счет искусственных поправок (три раза за четыреста лет отменяются високосные года). Никакой особой научности или прикладной полезности в предпочтении одной условности (новой и более громоздкой) другой условности (привычной, элегантной и широко принятой на протяжении полутора тысяч лет), конечно же, быть не может. Наоборот, это создало массу неудобств, например, при работе с историческими текстами.
Но за различием выбора условных систем отсчета лежит глубокое различие духовных ориентиров, и понятно, что ориентация на одну только землю вполне соответствует той “глиняной” идеологии западноевропейского человекопоклонства, которая все более вытесняет остатки христианских упований народов. "Прогресс" стал завораживающим сознание фетишем, хотя это слово всего лишь означает "продвижение", и при любом движении уместно всё же интересоваться, а что там впереди. Даже если вы джоггер и бегаете в парке только ради самого движения, то вы все равно смотрите, куда вы бежите, чтобы не попасть в канализационный люк или на обед стае бездомных собак.
Ничего не стоят и разговоры о том, что старый юлианский календарь был неадекватен смене сезонов (которая, естественно, зависит лишь от тропического года, а не от сидерического) и поэтому он-де неудобен. Десять-пятнадцать дней ничего не значат, когда колебания во времени сезонных явлений превышают месяц и больше. Вспомним, как весной 2010 года в апреле выпал снег в Испании и Италии, где его и зимой-то не всегда дождешься.
И если кто-то уважает астрономов, то примите к сведению, что при расчете каких-то астрономических событий в прошлом используется именно юлианский календарь в силу его простоты, и лишь затем найденную дату переводят на григорианский стиль, если это зачем-то нужно.
|