Церковь и революционные события февраля 1917 года
- Михаил Бабкин
29.10.2007 23:18
Коценко Александру
Уважаемый Александр. Вы действительно невнимательно читали мою монографию. Я это заключаю из Ваших слов, которые «между строк» Вы приписываете мне: «Например: голословные обвинения св. патриарха Тихона в "что тот хотел-де стяжать себе личную славу как борца с большевиками и не хотел делиться ею с императором" (стр. 31, 394). Это – точка зрения Александра Петрушина, опубликовавшего статью на страницах журнала «Родина». Причём я с этой точкой зрения в определённой степени выражаю своё несогласие, о чём пишу там же (стр. 394).
Плюс, Ваше: «Что бы быть более объективным сделаю уточнение, на протяжении всей книги Вами навязывается мысль о желании Церкви главенства над мирской властью и присвоить мирские функции.»
Позвольте возразить: «Желание Церкви главенства над мирской властью и присвоить мирские функции», – это и есть папоцезаризм. Но я о сем не пишу, ибо не считаю, что такие явления имели место быть. Да и фактов, способных подтвердить это, по-моему, вообще нет. Другое дело, что я неоднократно провожу доводы в пользу того, что духовенство стремилось изъять в свою пользу права царя в области внутрицерковного управления, а также избавиться от царя как от своего харизматического «конкурента». И только в этом, и только в этом русле надо понимать мой тезис о стремлении духовенства «возвыситься» над «мирским», лишённым сакрального смысла государством. Если «исчезает» «конкурент» духовенства – император, то вопрос о том, через кого определяется «воля Божия» решается однозначно в пользу единственной «остающейся» харизматической власти – в пользу священства. А при существовании царя «решение» этого вопроса неочевидно. Поэтому у высшего духовенства был определённый мотив при свержении института царской власти. Вот в этом – основная линия моей книги. Но никак не в том, что Вы писать изволите: не о папоцезаризме речь…
Достаточно ли существует объективных фактов, и убедительны ли они для формулировки тех выводов, которые я делаю в своём исследовании – судить внимательным читателям. Хотелось бы предметно обсудить именно эту сторону книги.
|