Церковь и революционные события февраля 1917 года
- Михаил Бабкин
29.10.2007 10:56
Протоиерею Вячеславу Пушкарёву.
Отче, Вы пишете: "Я согласен с утверждением, что общая братская мысль русской церкви была сконцентрирована на идее полного отделения церкви от государства, но, придавать этой идее антимонархическую направленность в форме негласного сговора преступно и не исторично."
Я же, в отличие от Вас, никогда не говорил и не говорю, что "братская мысль русской церкви была сконцентрирована на идее полного отделения церкви от государства". Я говорю лишь о желании духовенства "отдалиться", но не "отделиться" от государства. Однако Вы сами свидетельствуете о том, что духовенство РПЦ хотело отделиться (я же говорю - отдалиться) от государства. А в реалиях начала XX в. - отделиться (по-моему же - отдалиться) от монархии. Или, что тождественно - избавиться от контроля царя над церковными делами. Или, что то же - лишить Помазанника Божияго его прав в Церкви. А вот об этом я как раз подробно и пишу в своем исследовании. Так что деятельность духовенства (в первую очередь - Св. синода, и особенно в феврале-марте 1917 г.) имела именно антимонархическую направленность. Причём (касательно 2-4 марта 1917 г.) она носила характер не "негласного" (как Вы утверждаете), а именно "гласного" сепаратного сговора с Временным правительством. Его целью было совместное свержение монархии как определённого харизматического института.
В связи с сим советую Вам, отче, прежде чем утверждать о "преступности и неисторичности" моих утверждений, ознакомиться с приводимыми мной историческими фактами. И оспаривать их предметно.
Иная Ваша фраза свидетельствует лишь о предмете (в научном контексте) Вашей веры. Вы пишете: "Сложившиеся, в XVII-XIX вв.,церковно-государственные отношения отношения практически во всех пунктах соприкосновения противоречили евангелию и вселенским соборам, что привратило церковь в рабу мира сего и оторвало её от Богопочитания в Духе и истине". А я Вам могу на сие привести немало свидетельств современников (в первую очередь историка и видного церковного деятеля А.В. Карташева), что синодальный период - период высочайшего расцвета Русской Православной Церкви по сравнению с предыдущими (и тем более последующими) периодами. Так что Ваша фраза не звучит убедительно. И очень важно Ваше признание: "...Было только сознательно неприятие самодержавия как антицерковной системы. Я не приувеличиваю." Вот как раз такие высказывания, сделанные представителями духовенства в период с начала XX в. по конец 1917 г. я и коллекционирую. Они очень ярко свидетельствуют об антимонархическом настрое священнослужителей РПЦ и, в первую очередь - представителей епископата. Вот как раз такие высказывания, а также и подтверждающие их деяния духовенства, и являются одной из главных групп источников, на которых базируется моё исследование. С почтением М.Бабкин
|