Сталин и Грозный

  • Евгений (Нижегородская обл)     26.11.2009 13:54

    Иеромонах Арсений (Писарев):

    «История опричнины уже достаточно хорошо описана, по ее мотивам снято уже много фильмов, в их числе и совершенно кощунственные. Мы же можем добавить к этому, что Иоанн IV, один из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и широкой богословской эрудицией, и поэтому прекрасно знал слова Господа и Бога Иисуса Христа: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12: 25). Исходя из этого предположения, можно смело утверждать, что учреждение опричнины, независимо от любых сиюминутных политических замыслов царя, явилось попыткой уничтожения собственной страны.

    История вынесла Грозному за это ошибочное деяние, как и другие подобные ему, суровый приговор. Известный историк С.М. Соловьев пишет: "Не произнесет историк слово оправдания такому человеку; он может произнести только слово сожаления, если, вглядываясь внимательно в страшный образ, под мрачными чертами мучителя подмечает скорбные черты жертвы".» [ http://www.rusk.ru/st.php?idar=325896]

    Вся статья о. Арсения предельно объективная, но тут вмешивается его субъективность. «Исходя из предположения можно смело утверждать», каково? Вот так и все остальные «историки» типа Соловьёва смело утверждали свои предположения. С чего они взяли, что опричнина явилась злом для Руси? Опричнина была рыцарским орденом, в то время повсюду рыцарские ордена были наиболее боеспособными формированиями. В опричное войско брали "лутчих" сынов отечества. Сам Иоанн говорил о опричнине: "А что есьми учинил опричнину, и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, пусть так и чинят, а образец им учинен готов". Я, мол, по мере своих сил показал, как надо, а выбор конкретных способов действия за вами — не стесняю ничем.

    Вот что писал об опричнине митрополит Иоанн (Снычёв):
    "Само слово "опричнина" вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально "опричников" — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию.

    Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся — часть их со временем возвращалась в "земщину" (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к "опричнине" присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия.

    Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга."

    Жестокости и казни, которые приписывают опричнине, преувеличены, и были направлены не против невинных людей, а против действительных врагов государства и царя. «И громил их царь Иван Васильевич за их измену великую». И это не было «необоснованным недоверием к окружающим», концентрация ртути в его останках превышает предельно допустимую в 33 раза! Его неоднократно травили, но Господь хранил его до 54 лет жизни. «яще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16:18).

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика