Цитата:
Это попытка выстраиваиния целостной картины мира ЧЕРЕЗ Православие.
Да, и отсутствие этой картины коренится в особенностях нашей духовной культуры. Об этом говорил С.Аверинцев в своих лекциях по русской духовной культуре. У нас нет той промежуточной области между горним и дольним, которую на Западе обеспечивает "естественное право". Любая попытка "спустить" горнее пониже, даже просто переформулировав его в терминах философии, вызывает наш яростный протест - это ведь действительно такая-то "порча" этого горнего. Немедленно - обличения и все такое. На этот счет есть эпиграмма Вяч. Иванова:
"А Русь Святая, вот подите ж,
Святую Церковь - в город Китеж,
Да пусть подальше от людей,
Чтобы ей быть еще святей."
Сюда же относится и лесковское "на Руси нет честных, есть святые".
Но беда в том, что без этой промежуточной области мы жить не можем. Поэтому философия, социология, да вообще все науки преподаются по заимствованным западным образцам. Свои все обличены и признаны не соответствующими.
Я не к каким-то выводам. Просто дискуссия об о.Павле вновь продемонстрировала этот наш поведенческий архетип. У о.Павла очень много, очень много идей, которые нужно раскапывать, очищать и развивать. Идей православной культуры, той самой промежуточной области, которой нам не хватает. Но мы всегда идем по привычному пути - либо обличаем, либо канонизируем.