Спасибо за ответ.
О разгроме Новгорода тут писали, что де убивали только повинных в заговоре.
Вот что пишет по этому поводу во "Временнике" (составлен в 1616-1619 гг.) дьяк Иван Тимофеев.
Пишет от имени Новгорода:
"Сильнее всей земли, всех ненавидимых царем, он (царь) некогда излил ярость своего гнева на моих людей. Это нашествие его на меня было по всему подобно нашествию нечестивых, потому что он был внимательным слушателем ложных доносчиков и руководился одним непроверенным мнением. От чужих и неверных не предполагал я получить столько зла и страданий, сколько я принял труда от моего владыки, от его рук, из-за наговоров на меня лживых доносчиков, ибо он всю землю мою напоил кровью, подвергая всех моих людей различным мучениям; не только землю (кровью) покрыл, но и воду ею сгустил, и один только Бог знает, кто виноват, — тот или они. Всякое место от рук убивающих до того наполнилось телами мертвых, что не было возможности пожрать их трупы всяческим животным, по земле рыскающим, и в водах плавающим, и по воздуху летающим, так как они сыты были выше меры; а для многих тел, которые из-за страха не оберегались и сгнивали, то место было и гробом их. Кто и где был свидетелем сему? Небо со светилами и вместе земля с теми, кто (живет) на ней. А все имение моих людей царь равно разделил по жребию между рабами.
Подробного описания обрушившегося на меня царского гнева невозможно и поместить на этой убогой хартии, и никому из земных не исчислить количества погубленных людей, — их число объявится лишь в день суда божия, в его пришествие. Во время царского на меня гнева шел 78 год по седьмой тысяче лет. Скудость моего недостаточного понимания всего этого может дополнить словами сила псалма, имеющего то же самое число, а следующего за ним 79-го наполнит эти слова крепостью.А те мои градограбители, или, лучше, убийцы, которые, омрачившись кровью, думали получить корысть, тогда вместе с собой внесли неразумно в царствующий город как бы некоторую полную искр головню, раздуваемую ветром, — так что не обогатились тогда на долгое время и не доставили этим присвоением и другим всем избытка и излишества"
Об опричниках:
"Как волков от овец, отделил он любезных ему от ненавидимых им, дав избранным воинам (опричникам) подобные тьме знаки: всех их он от головы до ног облек в черное одеяние и повелел каждому иметь у себя таких же, как и одежды, коней; всех своих воинов он во всем уподобил бесоподобным слугам. Куда они посылались с поручением произвести казнь, там они по виду казались темной ночью и неудержимо быстро носились, свирепствуя: одни не смели не исполнить воли повелителя, а другие работали своей охотой по своей жестокости, суетно обогащаясь, — одним видом они больше, чем страхом смерти, пугали людей. Читающие это от изображения вещи поймут и свойство ее"
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Timofeev/frametext1.htm
Цитата:
Наконец, главный фактор - он был Помазанником Божиим и не нам, малознающим, хулить и осуждать его
.
Пока вроде приводили ссылки на исторические документы. Нельзя?:)
Простите, но это языческий идеал верховной власти - quod licet Jovi, поп licet bovi. Но мы не язычники. В христианстве и царь, и раб равны перед Заповедями Христовыми. Поэтому и сама власть рассматривается как служение, как тяжелый крест. И народ хочет от правителя как минимум этического идеала:)
Вы же, как я поняла, вообще призывате не давать никаких нравственных оценок поступкам монархов? Но тогда вообще придется отменить историю как науку.
Или, может, все-таки серьезными исследованиями пусть занимаются историки-профессионалы, чтобы не было этих шатаний – от сплошного очернительства до чуть ли не житийного варианта биографии?