Государь Иоанн Васильевич Грозный и "тошная сила"

  • Андрей Беляков     16.11.2009 19:04

    "первый Помазанник Божий на русском престоле"

    Откуда такие данные, что Иван Грозный был первым помазанником Божиим? Действительно, при нем Главу Московского государства в стране стали постоянно называть Царем, но статус Ивана Грозного от статуса его отца и его деда ничем не отличался, хотя тех часто называли и великими князьями только.
    Полагаю, что нет у нас пока оснований считать, будто Иван Третий и Василий Третий не были помазанниками Божими. Ведь помазанник - это не только тот, кто прошел последование Помазания в храме. Это Последование вообще появилось в Византии только во втором тысячелетии, но до этого не прошедших это Последование в храме византийских царей Святые Отцы называли помазанниками.
    Ввиду этого, недопустимы бездоказательные утверждения, будто Иван Грозный - первый помазанник Божий в Московском государстве.

    "Не знают о ереси жидовствующих, угрожавшей гибелью Церкви и всей Русской земле. Страшная ересь в то время была побеждена, но успела дать смертельные метастазы во всех слоях русского общества, особенно среди аристократии. И удаление этих метастаз было вопросом жизни для Руси."

    Где хоть одно свидетельство того, что "метастазы" дожили до 60-х годов 16-го века? Где сведения о шагах, направленных на удаление этих "метастаз"? Где вообще хоть одно упоминание самим Иваном Грозным или кем-либо еще этих "метастаз"? Если бы такая опасность была, долг ответственных людей Московского Царства объявить об этом, предостеречь народ. Так и делалось, когда речь шла о реально существующих в то время ересях: о них объявлялось, москвитяне предупреждались, что следует быть осторожными. О "метастазах" ереси жидовствующих кто объявлял?

    "Иоанн Васильевич сокрушил Ливонский Орден, наследников "храмовников" – тамплиеров"

    Откуда это известно, что ливонцы - наследники тамплиеров? Если бы автор это мог обосновать, он бы в энциклопедии как выдающийся историк вошел.

    "Лунгин старательно добавляет краски – "жестокий изувер" в его фильме даже бедную девочку-молитвенницу медведем травит"

    Стоило бы все-таки точнее излагать сюжет фильма. В фильме Иван Грозный в лапы медведя девочку не бросал.

    "фильм Лунгина, в котором он с восхищением воспевает романтического и мужественного "героя наших дней", вынужденного страдать в "варварской "этой стране""

    И в фильме "Олигарх" восхищения нет. Тот фильм о жуткой цене, которую человек платил за то, чтобы олигархом стать.

    "Но, признают, что среди "русских варваров" изредка встречаются "достойные люди". Например – Курбский, "первый русский диссидент", конечно же, вызывающий восторг у Лунгина"

    Откуда это видно? Лунгин говорил об этом?

    "Как для любого либерального интеллигента, для Лунгина предатель, значит, герой"

    Опять вопрос: какие факты приводят к такому выводу? Фильм воспевает предательство? Лунгин воспевал предательство в других работах, что-то такое говорил в интервью? Что-то вообще дало основание полагать, будто предатель для него герой?
    Что вообще позволяет нам воспринимать Лунгина как "либерального интеллигента"?

    "Интересно, а что если предложить историю Великой Отечественной войны изучать по Власову и Геббельсу? И оценивать Сталина, Жукова и Рокоссовского с их точки зрения."

    Точка зрения Москвитян 16-го века и самого Ивана Грозного тоже вряд ли заключалась бы в восхвалении Сталина и Жукова. Для них эта публика несомненно была бы хуже католических экспансионистов. Так что не стоит одновременной восхвалять Московское Царство и Сталина с Жуковым. Это точно оскорбило бы Ивана Грозного.

    "Не прикасайтесь к Помазанным Моим" – для Лунгина это, вероятно, пустые слова"

    Нет, этого в фильме точно нет. Для митрополита Филиппа, каким он показан ф фильме, царь является несомненным помазанником, лично субъектом только одного Божественного Правосудия. Его можно и даже требуется не слушаться, когда он толкает ко лжи, но невозможно и мыслить его смещение, детронизацию. Над царем, над его статусом властен только Господь.
    В фильме нет ничего, что можно было бы истолковать как прикосновение к помазаннику. Лунгин не внушает мысль о возможности смещения царя или даже издевки над Маестатом.

    "На обложке одного из журналов поместили фото со съемочной площадки, где Лунгин позирует в шапке Мономаха и бармах"

    Единственный достойный недоумения (если не больше) поступок во всей статье.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика