Николай Бурляев: "Трактовка режиссером образа Царя антиисторична"
- Сокол
09.11.2009 19:25
Создавая свои киноужастики об Иване Грозном, С.Эйзенштейн, А.Эшпай, П.Лунгин стремились прикрыть и оправдать чудовищные по масштабам злодеяния «комиссаров в пыльных шлемах». При этом сам образ Ивана Грозного отнюдь не был продуктом творческого воображения этих кинорежиссеров – он был ими позаимствован у Н.Карамзина. Но сам-то Н.Карамзин с кого списывал образ своего царя Ивана IV? С исторических источников? Нет. Тогда, откуда же был взят им прототип Грозного Царя? Ответ на этот вопрос неожиданно подсказал участник форумов «РЛ» ВЕСТОВОЙ, который, воспроизведя фрагмент из книги Чисел Ветхого Завета, напомнил о Грозном и Мстительном Боге Ветхого Завета: "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня?... ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною. Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут." (Числа 14, 26-35). http://www.rusk.ru/st.php?idar=105864&page=2#form Гневный и Мстительный Бог Ветхого Завета - вот прототип образа Ивана Грозного, который с подачи Н.Карамзина и стал «каноническим». Образ создавался им не на основе исторических фактов, а с использованием парадигмы противопоставления Бога Закона (Ветхого Завета) и Бога Благодати (Нового Завета). Источник такого противопоставления очевиден – знаменитое и великое «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Отсюда земная проекция Грозного и Мстительного Бога Ветхого Завета, воплощенная в образе Ивана Грозного и земная проекция Бога Благодати, представленная в образе митрополита Филиппа. Сергей Эйзенштейн первым об этом догадался…, но увернулся, ассоциировав образ Грозного с Царем Иродом. А вот догадался ли Лунгин, что бьет по своим, когда земной аналог Бога Ветхого Завета представляет в образе безумного бомжа???
Создание не религиозно-ассоциативного, а подлинно исторического образа царя Ивана Грозного ещё впереди… Тема Грозного Царя не закрыта. Она ждет своего национального Гения, своего экранного Константина Васильева.
|