Игорь Фроянов: Лунгин оценивает эпоху Иоанна Грозного однобоко и односторонне

  • Евгений (Нижегородская обл)     09.11.2009 12:03

    Уважаемая Евгения, нисколько не умаляя достоинство приснопамятного патриарха Алексия II, замечу что он, так же как и автор указанной Вами статьи Георгий Коробьин, основывался на "Истории Русской Церкви" графа М.В. Толстого. Но у меня есть эта книга (изд. "Лествица" 1999г.). Относительно описываемых событий в ней нет никаких фактических ссылок, а повторяется всё то, что было сочинено Карамзиным. Даже смерть прп. Корнилия Печёрского указана под 1577 г. (версия Курбского), хотя Коробьин об этом умалчал.

    Единственным достоверным источником сведений о смерти прп. Корнилия является Псково-Печерская летопись, все остальные следует считать сомнительными (мы ведь говорим о страшном злодеянии - убийстве святого). А в летописи буквально сказано: «во времена же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным Царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего».

    Давайте судить объективно: если кто-то, скажем некий начальник, собирается предпослать своего подчинённого к более высокому начальнику то что он сделает?: даст денег на дорогу, ублажит всячески и скажет "похлопочи перед ним за меня"? или же надаёт ему тумаков и скажет "иди теперь жалуйся"?

    Что же произошло на самом деле? Известно, что в феврале 1570 г. преп. игумен Корнилий со освященным Собором встречал Царя во Пскове и «был принят Царем ласково» - об этом говорят очень многие летописцы (напр., ПСРЛ, т. IV, с.3433-3446, т. III, с.259-260). После Пскова царь отправился в Москву, дорога пролегала мимо Псково-Печерского монастыря, старенький Корнилий никак не мог опередить царскую дружину что-бы встретить их в воротах монастыря. Следовательно он ехал вместе с дружиной, по дороге занемог, всё таки переживал сильно за Псковитян, да и погода была сырая промозглая (ранняя весна) и в монастырь прибыл уже умирающий, последние шаги до обители его нёс на руках сам царь Иоанн Васильевич. Это всего лишь версия, но чем она хуже предложенной князем Курбским?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика