Игорь Фроянов: Лунгин оценивает эпоху Иоанна Грозного однобоко и односторонне
- Евгений (Нижегородская обл)
09.11.2009 12:03
Уважаемая Евгения, нисколько не умаляя достоинство приснопамятного патриарха Алексия II, замечу что он, так же как и автор указанной Вами статьи Георгий Коробьин, основывался на "Истории Русской Церкви" графа М.В. Толстого. Но у меня есть эта книга (изд. "Лествица" 1999г.). Относительно описываемых событий в ней нет никаких фактических ссылок, а повторяется всё то, что было сочинено Карамзиным. Даже смерть прп. Корнилия Печёрского указана под 1577 г. (версия Курбского), хотя Коробьин об этом умалчал.
Единственным достоверным источником сведений о смерти прп. Корнилия является Псково-Печерская летопись, все остальные следует считать сомнительными (мы ведь говорим о страшном злодеянии - убийстве святого). А в летописи буквально сказано: «во времена же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным Царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего».
Давайте судить объективно: если кто-то, скажем некий начальник, собирается предпослать своего подчинённого к более высокому начальнику то что он сделает?: даст денег на дорогу, ублажит всячески и скажет "похлопочи перед ним за меня"? или же надаёт ему тумаков и скажет "иди теперь жалуйся"?
Что же произошло на самом деле? Известно, что в феврале 1570 г. преп. игумен Корнилий со освященным Собором встречал Царя во Пскове и «был принят Царем ласково» - об этом говорят очень многие летописцы (напр., ПСРЛ, т. IV, с.3433-3446, т. III, с.259-260). После Пскова царь отправился в Москву, дорога пролегала мимо Псково-Печерского монастыря, старенький Корнилий никак не мог опередить царскую дружину что-бы встретить их в воротах монастыря. Следовательно он ехал вместе с дружиной, по дороге занемог, всё таки переживал сильно за Псковитян, да и погода была сырая промозглая (ранняя весна) и в монастырь прибыл уже умирающий, последние шаги до обители его нёс на руках сам царь Иоанн Васильевич. Это всего лишь версия, но чем она хуже предложенной князем Курбским?
|