Государь Иоанн Васильевич Грозный и "тошная сила"
- Михаил Чернушенко
07.11.2009 18:44
Фильм провальный - и на уровне ложной концепции, и прямолинейного сценария, и плоской операторской работы, и дурацких декораций, похожих на задворки какого-то северного колхоза. Разве что к актерам нет особых претензий. Кстати, в "Острове" операторская работа очень хороша, да и вообще фильм по-православному удачный, не надо огульно записывать Лунгина и всё, к чему он прикоснулся, в орудие врага. Но ругать за грубую ошибку с новым фильмом надо.
Однако совсем не понятно, почему Виктор Саулкин, справедливо возмутившись дурацким фильмом, затем выводит начало Русского Царства от Иоанна IV Васильевича Грозного, а не от Иоанна III Васильевича, и тоже, кстати, Грозного. Именно Иоанн III стал первым Самодержавным Царем, именно он восприял Римского (Ромейского, Византийского) Двуглавого орла и преемственность от Второго и Первого Рима, именно при нем была распознана и уничтожена ересь жидовствующих (строго говоря, не ересь, а используя гумилевскую терминологию, антисистема) - но без всякого ненужного живодерства. Государь он был степенный, осторожный, никого зря не казнил, без нужды войском не рисковал, и землю свою прирастил, и от вражеских разорений уберег. Только вот у нас на Руси нет ему ни единого памятника, ни фильма стоящего, ни даже вот милейший Саулкин не вспоминает о нем. И не нужно говорить, что он-де не был помазан на Царство. Святые Цари Константин, Феодосий Великий, Феодосий Юнейший, и даже Юстиниан тоже не были помазаны. Так они что, не Государи? Или у нас в России в 1895 году законного Государя не было, раз коронация Николая Второго произошла только в 1896 году? Не нужно этого магического отношения к таинству помазания на царство. Первый ветхозаветный царь Саул был избран самим Богом и помазан на царство - и что с ним дальше случилось? А Иоанн IV - это действительно очень спорный Государь, и лакировать его образ, бросаясь из очернительской крайности в крайность идеализации, очень неразумно и по-просту вредно. Есть основания видеть в опричнине как раз еще один пример антисистемы, когда правда и кривда смешивались и тем нарушалось нормальное ясное миропонимание русских людей. Именно здесь многие видят начало случившейся через пару-тройку десятков лет Смуты - именно тогда, когда вошло в силу выросшее при опричнине поколение. Есть основание видеть и зарождение будущей украинской проблемы именно в ошибках той эпохи. На эту тему развернуто и увлекательно рассказывает в своих лекциях по истории Владимир Махнач - они есть в архиве на сайте "Радонежа". http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/mahnach/ Лучше слушайте его, а не меня читайте.
|