Николай Бурляев: "Трактовка режиссером образа Царя антиисторична"

  • Николай Кофырин     04.11.2009 19:37

    «ЦАРЬ» Лунгина – ЖЕРТВА ВЛАСТИ

    Скажу сразу – мне фильм понравился. Прежде всего потому, что совпало моё понимание личности правители земли русской с пониманием Павла Лунгина – режиссёра фильма «Царь».
    Фильм этот, как я его понял, о трагической судьбе правителя – царя Ивана Грозного, о его одиночестве и жажде любви.
    По словам Петра Мамонова (исполнителя роли Ивана Грозного): «фильм «Царь» – это картина о русской святости, а не об Иване Грозном... Святость – вот наша русская национальная идея»!
    При всех спорных моментах, очевидный плюс этого фильма в том, что люди в очередной раз заинтересуются собственной историей и начнут читать.

    Год 1565 от Рождества Христова. Царь Иван Грозный молится, чтобы Господь послал ему знамение. «Дай знак, Господи, что слышишь меня, что не оставил меня».
    По приглашению царя в Москву приезжает друг детства Филипп Колычев – настоятель Соловецкого монастыря. Царю Ивану нужно понимание и благословение в его тяжком труде, в борьбе с предателями земли русской. «Один я», – жалуется Иван.

    Этот фильм о трагедии человека, принявшем на себя царский венец – ответственность за свой народ и за всё государство. Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской.
    Царь постоянно цитирует Евангелие, и одновременно казнит изменников.
    Но мало читать молитву, чтобы быть верующим!

    Вечная проблема всех правителей: можно ли быть моральным человеком, оставаясь во власти?

    Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих.
    – А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?!
    Но священник не хочет понять царя.
    – Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет.
    – Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.

    Возможно ли жить в миру по заповедям Божьим?
    Искать мир в монастыре или строить монастырь в миру?
    Чему служить: царству земному или небесному?

    – Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп.
    – Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.

    Ох, тяжела ты шапка Мономаха!
    Царь предлагает Филиппу попробовать взять на себя ответственность за судьбу государства и судить изменников. Но Филипп уклоняется.
    – Признаю их вину, а судить не стану.

    Это только в словах легко поставить запятую «казнить нельзя помиловать».
    А когда речь идёт о реальной человеческой жизни, да ещё твоего родственника…
    – Государь, суди меня, – просит митрополит царя. – Не трави мне душу, вели казнить.
    – А я не хочу ни судить, ни миловать. Сам суди!

    И Филипп, и Иван хотят жить по заповеди христовой: «не судите, да не судимы будете». Но что делать с изменниками, которые хотят тебя убить и ввергнуть народ в войну? Любить и простить?
    Митрополит может уклониться от суда, царь не может!

    – Ад мы несём в себе, – объясняет Филиппу царь Иван.
    И он прав, ибо Ад – это жизнь без любви!
    ...
    (полностью мою рецензию можно прочитать в моём блоге)
    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика