Николай Бурляев: "Трактовка режиссером образа Царя антиисторична"
- Николай Кофырин
04.11.2009 19:37
«ЦАРЬ» Лунгина – ЖЕРТВА ВЛАСТИ
Скажу сразу – мне фильм понравился. Прежде всего потому, что совпало моё понимание личности правители земли русской с пониманием Павла Лунгина – режиссёра фильма «Царь». Фильм этот, как я его понял, о трагической судьбе правителя – царя Ивана Грозного, о его одиночестве и жажде любви. По словам Петра Мамонова (исполнителя роли Ивана Грозного): «фильм «Царь» – это картина о русской святости, а не об Иване Грозном... Святость – вот наша русская национальная идея»! При всех спорных моментах, очевидный плюс этого фильма в том, что люди в очередной раз заинтересуются собственной историей и начнут читать.
Год 1565 от Рождества Христова. Царь Иван Грозный молится, чтобы Господь послал ему знамение. «Дай знак, Господи, что слышишь меня, что не оставил меня». По приглашению царя в Москву приезжает друг детства Филипп Колычев – настоятель Соловецкого монастыря. Царю Ивану нужно понимание и благословение в его тяжком труде, в борьбе с предателями земли русской. «Один я», – жалуется Иван.
Этот фильм о трагедии человека, принявшем на себя царский венец – ответственность за свой народ и за всё государство. Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской. Царь постоянно цитирует Евангелие, и одновременно казнит изменников. Но мало читать молитву, чтобы быть верующим!
Вечная проблема всех правителей: можно ли быть моральным человеком, оставаясь во власти?
Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих. – А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?! Но священник не хочет понять царя. – Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет. – Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.
Возможно ли жить в миру по заповедям Божьим? Искать мир в монастыре или строить монастырь в миру? Чему служить: царству земному или небесному?
– Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп. – Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.
Ох, тяжела ты шапка Мономаха! Царь предлагает Филиппу попробовать взять на себя ответственность за судьбу государства и судить изменников. Но Филипп уклоняется. – Признаю их вину, а судить не стану.
Это только в словах легко поставить запятую «казнить нельзя помиловать». А когда речь идёт о реальной человеческой жизни, да ещё твоего родственника… – Государь, суди меня, – просит митрополит царя. – Не трави мне душу, вели казнить. – А я не хочу ни судить, ни миловать. Сам суди!
И Филипп, и Иван хотят жить по заповеди христовой: «не судите, да не судимы будете». Но что делать с изменниками, которые хотят тебя убить и ввергнуть народ в войну? Любить и простить? Митрополит может уклониться от суда, царь не может!
– Ад мы несём в себе, – объясняет Филиппу царь Иван. И он прав, ибо Ад – это жизнь без любви! ... (полностью мою рецензию можно прочитать в моём блоге) © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru
|